Эссе #3

Фото 9 Толпы людей в туристическом центре перевала Муродо

Длина трассы кэйбл-кар составляет 1,3 км, при этом ты поднимаешься с высоты 475 над уровнем моря до 977 м., до местечка БидзёДайра (буквально – «равнина красавиц»). Красавиц, правда, там нет, всего лишь посадка на автобусы. Дальше – самый продолжительный участок, 23 км, перепад высот с 977 до 2450 м. Автобусы прибывают на перевал Муродо(室堂) у подножья горы Татеяма (сама гора имеет высоту 3015 м).

Эта дорога, конечно, платная. Тариф за проезд одного автобуса по участку длиной 23 км – ни много ни мало, 50 тысяч иен (около 500 долларов), и, насколько я знаю, это самый высокий в мире тариф на платной дороге. Движение на личном автотранспорте запрещено круглый год - только туристические автобусы, управляемые профессиональными водителями, едут туда и обратно. Постепенно, с каждым витком трассы по обеим сторонам растут все выше и выше снежные сугробы. Гид в автобусе сообщил, что стоимость работ по расчистке от снега этого участка составляет около 100 миллионов иен (примерно 1 миллион долларов) за сезон. Невиданные мной сугробы высотой с пятиэтажный дом по обе стороны дороги встречают нас у въезда на базу Муродо! Удивительно и то, как аккуратно проложена дорога очистительной техникой – как будто кухонной лопаткой кусок пирога, снят верхний слой снега, и оставлены абсолютно вертикальными снежные стены, и по-летнему сухой чистый асфальт.


Фото 10 Вид на Северные Альпы из города Тояма

В Муродо большинство туристов проводят по 1-2 часа, гуляя под палящим горным солнцем по пешеходной части этой же дороги, по так называемой Большой снежной долине Юки-но-Оотани(雪の大谷) или вокруг нескольких горных озер, расположенных поблизости от базы. Здесь встречные потоки туристов из Тояма и Нагано пересекаются, и у туалетов, в магазинах, кафе, и – главное – у точек посадки на троллейбус – скапливаются грандиозные толпы людей. Всё хорошо организовано, все получают билетики с указанием номера очереди – сэйрикэн’ы; но ждать все равно приходится долго, и сесть негде.

Откуда берутся эти сугробы? Я не метеоролог, но и простому человеку становится понятен ответ на этот вопрос, если внимательно посмотреть на карту префектуры Тояма. Высокие – до 3 км и выше – горы возвышаются над городом Тояма резко, без «переходов»; идет равнинная дорога, а потом сразу – буквально вертикальная стена Северных Альп. И море рядом. Берег Японского моря - на расстоянии всего 40-50 км от перевала Муродо.


Фото 11 Заливные рисовые поля на фоне Северных Альп

С противоположного берега моря – Россия с холодной сибирской зимой. Всю зиму ветра гонят сибирские холода на юг; проходя над Японским морем, они насыщаются влагой, а на этом берегу их встречает стена японских Северных Альп. Облака наталкиваются на горы, и прорываются мощнейшими снегопадами. На высоте, конечно, холоднее, потому здесь снега идут полгода и ничего не тает; в результате – снежные сугробы под 20 метров… В какой-то степени, снежная феерия Тояма – «заслуга» России… Замечу, что в конце апреля температура на перевале была плюс 6 градусов, а на следующий день мы были в парке тюльпанов на равнинной части Тояма, это всего в 60-70 км от этого места, так вот там было плюс 30.