Эссе #38

Фото 176 Обратный отсчет дней до начала летних токийских Олимпийских игр 2020 года

Спустя 56 лет после проведения первых в истории Олимпийских игр в Азии, в Токио, столица Японии примет свою вторую летнюю Олимпиаду; это будет в 2020 году. Думаю, город заслужил это право. Да, можно говорить о том, что по сравнению, например, с Китаем (да и Россией) в Японии трудно будет заставить жителей города пойти на серьезные изменения собственного ритма жизни в угоду разовому (пусть и крупному) событию. Иначе говоря, Олимпиаду придется «вписывать» в и без того натянутую как тетива, напряженную жизнь этого мегаполиса. Детей здесь не отправить на лето в пионерские лагеря, солдат не согнать чтобы достраивать недостроенные объекты, а жителей префектуры Сайтама, скажем, не отправишь в вынужденные отпуска (чтобы по утрам не ездили на работу в перегруженную столицу). Все эти меры – из практики других государств.


Фото 177 У строительной площадки нового олимпийского стадиона в районе ГайэнМаэ – Сэндагая

Токио решит большую задачу проведения грандиозного события по-другому, а именно – дополнительной мобилизацией и без того отмобилизованных организационных усилий всех задействованных участников. Уверен, что всё будет проведено идеально.

Я застал начало обратного отчета дней до открытия Олимпиады-2020 («каунт-дауна») еще тогда, когда жил в Токио и работал, но не сфотографировал те условные часы. Первый раз обратил на них внимание, когда до Игр оставалось меньше пяти лет; но работа, конечно, уже тогда была развернута.

Нехватку земли в Токио решают традиционным для Японии путем – «превращением» в землю моря. Уже несколько лет в районе Тоёсу идет сооружение новых насыпных участков земли и строительства на них спортивных объектов и олимпийской деревни для спортсменов. Не видел еще карту олимпийского Токио, но и так понятно, что вряд ли что-то из старых олимпийских объектов (1964 года) сможет быть использовано – они устарели и морально, и физически (да и вообще мало что осталось).


Фото 178 Там же

Особое мое внимание привлекает главный олимпийский стадион, где должна пройти, в частности, церемония открытия Игр. Его строят на месте старого (1964 г.) в районе станции Сэндагая в западной части центрального Токио. Там я часто бывал по работе в последние годы, и, проходя мимо объекта, старался фотографировать то, что имеет место. Сначала снесли старый стадион (за пару лет до этого, в 2013 г., я успел побывать в музее спорта, который находился внутри того стадиона, и сфотографировать на память трибуны). Потом какое-то время ничего не происходило – почти как на каком-нибудь российском «долгострое». Причина состояла в том, что пересматривали в сторону снижения бюджет на строительство нового стадиона (на месте старого). Говорят, сумма была чрезмерно высокой; но, правда, и заявленный дизайн вроде бы был каким-то особо грандиозным. Смету сократили, дизайн упростили, и строительные работы начались.


Фото 179 Одна из токийских скоростных платных автодорог

Из-за образовавшегося практически в центральной части города огромного пустого пространства на месте стройки с определенных точек в районе ГайэнМаэ можно было в ясную погоду видеть на западе гору Фудзи, при том даже с уровня земли (редкость для Токио). Многие прохожие останавливались, чтобы полюбоваться.

Жду теперь следующего раза, когда смогу увидеть теперь уже, наверное, готовый стадион (ну и, если Бог даст, может быть, и соревнования Олимпиады удастся увидеть…). Между тем, город должен решить или, скажем так, начать решать, множество проблем, и не важно, приурочено это к Олимпиаде или нет. Одна из этих проблем (она, правда, не только токийская, в вообще всеяпонская), это старение социальной и транспортной инфраструктуры.


Фото 180 Старое жилье («данти» - «хрущевки» в японском исполнении), которое сносят в рамках преображения города к Олимпиаде

Да, город строится и развивается, не стоит не месте. Но, например, внутригородские платные скоростные автомагистрали стоят практически без серьезной реконструкции как раз со времен первой токийской Олимпиады… (на одном из моих снимков – вид из окна машины во время движения по одной из таких дорог; с видом на «Скай Цури»). Дороги эти, как и многоуровневые развязки виртуозно вписаны в городские кварталы, даже не в кварталы, а просто в жилые дома (кажется, руку вытянешь из окна движущейся машины и достанешь до чьего-то окна). Перестроить такие дороги, да даже просто капитально отремонтировать, - очень сложная с точки зрения инженерии и финансов задача. Каждый клочок земли в Токио кому-то принадлежит и стоит больших денег. Разговоры о необходимости реконструкции, например, вот таких дорог в Японии уже ведутся и верю, что именно японцам удастся вновь блестяще решить эту, да и другие городские задачи.