Эссе #37

Фото 167 Тораномон Хиллз

Постоянное развитие Токио как города наблюдаю каждый раз, когда приезжаю сюда вновь. И хотя и сам считаю, и часто слышу от других, что Токио не столь «динамичен», как другие азиатские мегаполисы (Гонконг, Шанхай и пр.), тем не менее, не могу не заметить: как же много и здорово японцы строят (по крайней мере, в Токио)! И как незаметно и ненавязчиво этот процесс строительства происходит для окружающих.

Пример – здание Тораномон Хиллз(虎ノ門ヒルズ). Сам не заметил, как на карте центрального Токио появился этот «многофункциональный» небоскреб, еще один в дополнении ко множеству других. Удалось побывать внутри на одном из деловых мероприятий вскоре после открытия. С каждым разом подобные проекты удаются японцам, как мне кажется, все лучше и лучше. Насколько же всё удобно внутри! Огромные свободные пространства в холле (нет никакой тесноты и толчеи, привычной даже для крупных российских бизнес-центров); количество лифтов, туалетов, посадочных мест в кафе и т.п. – все сделано с учетом возможного количества посетителей. Удобные подходы прямо из метро. Помимо удобства – красота! Холлы, коридоры украшают специально приобретенные или заказанные произведение современного арт-дизайна или художественного искусства. Любо-дорого посмотреть; просто походить приятно по таким бизнес-центрам.


Фото 168 Вид на башню токийской мэрии со стороны парка Синдзюку Гёэн

…Следующая группа снимков – Синдзюку, где я остановился на пару ночей в гостинице в один из последних приездов, поняв, что тоже давно не лазил по этому району «глубоко». В частности, в этот раз впервые побывал в известном иностранным туристам районе «Голдэн Гаи»(ゴルデン街). «Золотой квартал» на самом деле совсем не кажется золотым. Это возникший в период послевоенной хаотичной застройки район питейных заведений, поражающий любого туриста своей теснотой (тем, как всё вокруг «нагромождено» друг на друга – домики, электрические коммуникации и пр.), и при этом – как интересно сохранилась здесь атмосфера «злачного квартала» того непростого для страны периода.


Фото 169 Район Синдзюку, Ясукуни-Доори вечером

После окончания Второй мировой войны в районе Синдзюку существовал крупный «ями-итиба» - черный рынок – верный спутник разрухи, дефицита вещей и продуктов и высокой инфляции. Помимо этого, здесь, в «Золотом квартале» (который меньше всего напоминает нечто драгоценное), сформировался и район развлечений. Застройку никто не контролировал. Сохранившиеся и сегодня дома стоят встык друг к другу, имеющиеся проходы очень узкие. Повсюду – запутанные провода наружной электропроводки (она, проводка, в районах старой застройки везде в Японии выведена наружу, ну в таком виде, как Голдэн Гаи, все еще более хаотично).


Фото 170 Голдэн Гай

Сегодня Голдэн Гаи преобразился в том смысле, что изменилась «начинка» заведений. Злачных мест, кажется, нет; все малюсенькие заведения превратились в модные бары, где берут по 600-1000 иен просто за «место», а плюс к этому – за напитки. Еды особой там, вроде бы нет (только алкогольные напитки), и люди в такие места идут, конечно, за «атмосферой». Много иностранцев (но не китайцев).


Фото 171 У станции ДзиюГаОка

…Гуляя по разным районам Токио, старался «выхватывать» из окружающего меня города те пейзажи или же предметы, на что ранее не обращал внимания. Вот, например, окрестности станции ДзиюГаОка(自由ヶ丘). Обычная станция не близко и не далеко от центра Токио; вокруг – крайне насыщенный магазинами, лавками, кафе и идзакая, прочими самыми разными заведениями пятачок. Людей в субботу много, тесно, на машине практически не проехать. Жизнь в таких районах города концентрируется вокруг станции. Очень типичный, «теплый» токийский пейзаж.


Фото 172 Токийский монорельс в районе ст.Тамати

Или, вот, район станции Тамати(田町) кольцевой железнодорожной линии ЯманоТэ. Здесь очень много идущих параллельно друг другу железнодорожных путей, и, если стоять на мосту, можно, наблюдать, как в разных направлениях движутся поезда разных линий, - чем-то эта картина напоминает детскую железную дорогу.

Одна из этих линий – построенный уже довольно давно (думается, с полвека назад), токийский монорейл, который десятилетиями исправно возит пассажиров в ближний токийский аэропорт Ханэда. В районе ст.Тамати монорельсовая дорога плавно огибает один жилой массив за другим, и поезда, проносясь мимо, также немного наклоняются в соответствии с законами физики. Монорельс – один из символов эпохи высоких темпов экономического роста страны в 20-м веке.


Фото 173 Поезд синкансэн’а в районе станции Тамати

…Не помню уже точно, откуда я делал этот снимок, из какой гостиницы или с какого небоскреба, но получилось интересно – в одном кадре одновременно можно увидеть обе токийские башни – старую (между Роппонги и Даймон) и новую (ту, что «Скай Цури» - видна вдалеке). Старая башня тоже хороша, и, уверен, с эстетической и туристической точек зрения, ее век еще вовсе не истек.


Фото 174 Вид на старую и новую токийские башни

Там же, рядом со старой башней в парке Сиба Коэн(芝公園)недалеко от российского Посольства, пару лет назад я оказался в гостинице «Токио Принс отель» на одном деловом семинаре. Ставший уже стареньким и морально, и физически, этот отель в 2016 г. закрывался на реконструкцию. В отремонтированном виде я его еще не видел, но ясно, что все будет сделано, как всегда, в лучшем виде.


Фото 175 Вид на старую башню из парка СибаКоэн

А пока, за пару месяцев до начала преобразований, можно было поностальгировать по «тучной» второй половине эпохи Сёва, когда доходы от экспорта текли в Японию рекой и японцы начинали познавать, что такое роскошь. Все помещения здесь – в старых, толстых напольных коврах, которые полностью глушат звуки ходьбы. У раковин в туалетных комнатах – типичные для того времени массивные серебристые краны. На кресла надеты узорчатые чехлы, и везде не выветривается запах табака, так как ранее курили все и везде, тем более – в таких гостиницах.