Эссе #36

Фото 157 Станция Токио со стороны МаруноУти

Материалы этого, 36-го, а также пары последующих эссе о Токио взяты из моих прогулок по городу на протяжении нескольких приездов в столицу Японии в 2015-17 гг. К тому времени, казалось, о Токио знаю всё, что нет незнакомых дорог и станций. Почти все снимки, что можно здесь видеть, связаны с теми местами, где я неоднократно бывал и ранее; но все они так или иначе открывают новые ракурсы столицы страны, а также показывают большие и динамичные изменения, которыми живет этот город постоянно. Итак, «новый-старый» Токио, который я постоянно продолжаю открывать. Пусть сегодня это буду комментарии к фотографиям и воспоминания о том, какие мысли они в тот момент навеяли.


Фото 158 Внутренний облик центрального выхода МаруноУти

…Вновь и новь возвращаюсь на станцию Токио(東京駅). Не типично для Японии долго длился здесь ремонт, и вот, наконец, убраны все строительные заграждения, и с обеих сторон главный вокзал страны вновь заблистал. Со стороны МаруноУти – старый вход, кирпичное здание – копия вокзала Амстердама. Со стороны Яэсу тоже возник новый вход, но совсем другой, стеклянно-белый и современный. Визитная карточка города преобразилась.

Классические виды станции Токио со стороны Императорского дворца (центральный выход МаруноУти) дополняет огромный купол с арками и фигурами орлов, желто-белые крашеные внутренние стены в европейском классическом стиле. Тысячи пассажиров, постоянно наполняющие длинные подземные переходы и два десятка платформ токийского вокзала, несутся со скоростью современного века (но, при этом, не сбивая друг друга!), и единственное, кажется, место, где они «притормаживают, это как раз здесь – под куполом центрального входа МароноУти, где как будто сама аура подсказывают на секунду «сбавить темп» и насладиться гулким эхом этого здания.

Слева от наземного выхода – возникший несколько лет назад торговый центр Киттэ(KITTE). Название на японском пишется именно так – латиницей, а вообще «киттэ» по-японски – почтовая марка, а весь торговый центр возник на базе перестроенного здания почтамта, сохранив при этом его старую, известную по фотографиям середины 20-го века треугольную форму и ряды широких, во всю стену, окон. И сегодня здесь находится крупное почтовое отделение, а на более высоких этажах – деловой центр JP-Tower.


Фото 159 «Киттэ»

…Единственный из крупнейших токийских отелей хай-класса, куда за почти 30 лет поездок в Японию я ни разу до недавнего времени не заходил, - Four Seasons в районе Мэдзиро. Сам район Мэдзиро, как, к примеру, Перово или Новогиреево в Москве, - белое пятно для меня. Часть кольцевой линии Яматэ между Синдзюку и Уэно с севера, за исключением узловой станции Икэбукуро, - та часть столицы, куда меня совершенно не «заносит» ни по каким делам. К счастью, недавно выпал хороший случай – пригласили на ужин как раз в (теперь уже бывший) отель Four Seasons; новое название (и, наверное, хозяин) – «ТиндзанСо»(椿山荘). В роскоши хозяин отеля, видимо, не намерен уступать своему именитому предшествующему владельцу; и, как и в некоторых других известных отелях Токио, например, «Нью Отани», здесь имеется «домашний» японский сад.


Фото 160 В саду ТиндзанСо

Мы с друзьями были здесь вечером. Ужинали в дорогом (иных здесь и нет) ресторане с фирменной лапшой соба. Он находился в отдельном здании, выполненном в стиле традиционного японского дома. Идти к нему надо было через одноименный (ТиндзанCо) японский сад. Сквозь сумерки на фоне темнеющей густой растительности грандиозно выступала трехярусная пагода, которая в тусклом свете сумерек казалось темно-красной.


Фото 161 Идзуми Гардэн

…Как же много в Токио деловых зданий, различных бизнес центров. Токио продолжает «расти в высоту», добавляя этим офисным зданиям этажности. 40-50 этажей – норма для центра Токио. Мне, глубоко знающему деловой мир Японии, иногда бывает очень интересно узнать, какие компании где «расквартированы» (в арендуемых офисах, как правило, не увидишь внешней рекламы даже крупных компаний). В Токио, наверное, миллионы компаний! Один из таких центров – на фото 161 – Идзуми Гарден(泉ガーデン), как явствует из названия, - со своим садом в английском стиле.


Фото 162 Вид с моста ХидзириБаси

…Один из ярких и необычных видов современного Токио открывается с моста ХидзириБаси(聖橋)в районе ОтяноМидзу. Причудливо пересекаются здесь прямо над рекой Канда две линии – метро (МаруноУти) и JR (Тюо). Поезда на двух уровнях бегут в разных направлениях, кажутся при этом издалека маленькими. Мосты и тоннели авто- и железных дорог «вписаны» здесь в тесную застройку и естественный рельеф узкой речки очень искусно, а вся картина целиком представляется как часть миниатюрной железной дороги для детей.


Фото 163 Перекресток у Хатико, Сибуя, вид сверху

…В одну из командировок в Токио остановился на Сибуя в гостинице, окна которой выходили прямо на знаменитый перекресток у памятника собачке Хатико. На фотографии (№ 163) хорошо видно, как потоки людей с 4-х сторон начинают переходить площадь в 3-х разных направлениях. 3 х 4 х 2 (потока) – итого, 24 разных потока, но при этом практически никто никого не задевает – удивительный перекресток!


Фото 164 Фэмили Март на ДайканЯма

Если уж заговорили про Сибуя, - пара слов о соседней с Сибуя станцией по линии Тоёко – ДайканЯма(代官山). Всего какой-то километр от Сибуя с ее фантастической активностью и энергией, а тут – тишина, покой, одноэтажные элитные дома, птички поют, - сплошная идиллия. На ДайканЯма много арт-салонов, брендовых магазинов, дорогих домов, магазинов необычных вещей, небольших ресторанов «для избранных» и т.п. Здесь хорошо выпить чашку кофе солидным людям «за 40». Атмосфера необычности, этакого «арт-дизайна» выражается здесь и в непривычном оформлении даже таких прозаических заведений, как магазин круглосуточной торговли («Фэмили март» на фото 164).


Фото 165 У станции Канда

…В заключении этого эссе вновь перенесемся в восточный Токио. Типичная для старой застройки, милая, добрая картина – железнодорожные пути на уровне второго этажа, мелкие магазинчики под ними, выход со станции (это – Канда(神田)), пешеходный переход. Типичный токийский «ситамати» - downtown.


Фото 166 МансэБаси

И рядом – совсем недалеко от станций Канда и ОтяноМидзу – еще одна – бывшая – станция МансэБаси(旧万世橋駅), на месте которой создали торговую галерею, оставив старое исполнение в красном кирпиче, типичном для той эпохи, когда станция строилась. Берега реки давно закованы здесь в камень. Немного мрачную картину эпохи Сёва в районе МансэБаси удачно преобразовали в более легко-шутливую с помощью незаметных штрихов, таких как активное использование стекла, пешеходные островки, уличные кафе. Старая город «ситамати» в районе Канда становится моложе.