Эссе #34

Фото 140 Национальный музей природы и техники в Токио

А теперь – несколько строк совсем о другом Токио, музейном.

В попытке объять необъятное и увидеть в Японии «всё-всё» одной из промежуточных целей стало посещение всех музеев города Токио. Как ни странно, в этом мне помог и помогает самый обыкновенный туристический буклет по г.Токио на английском языке, который можно бесплатно получить (взять) где угодно в городе – в гостиницах, аэропортах, туристических бюро.


Фото 141 Там же

Я просто решил внимательно прочитать буклет и обнаружил в нем массу новой для себя информации о множестве музеев, которая ранее по тем или иным причинам проходила мимо моего внимания. Среди них есть и старые, и новые музеи, и большие, и малые, с различными концепциями, - но, как бы то ни было, токийские музеи являют собой важную составную часть столичной культуры. Не буду писать о самых известных из них – таких как Токийский национальный музей в парке Уэно или Музей городской истории Эдо-Токио в Рёгоку. О них уже писал в ранних сериях, и они и так хорошо известны. Скажу несколько слов о «незаметных» токийских музеях, не входящих в условную первую десятку по популярности.


Фото 142 Там же

Один из них – Национальный музей природы и техники(国立科学博物館), расположенный внутри парка Уэно, как и другие ведущие токийские музеи, - такие, как исторический Национальный музей или же Музей западного искусства. Кто бывал в этом, немного тяжеловесном здании в архитектурном стиле, типичном для эпохи Мэйдзи или Тайсэй, поймет и мои ощущения: такое впечатление, что побывал в Кунсткамере. У кого – как, но мне старейший петербургский, российский музей интересен не столько собственно музейными экспонатами, сколько свой собственной (музейной) стариной. Кунсткамера – это музей в музее, где таблички у экспонатов настолько стары, что, кажется, сами представляют собой музейную ценность. То же – в токийском Национальном музее природы и техники. Он создан в 1877 году, что, конечно, не так давно, как Кунсткамера, но и эта, почти 150-летняя, история делает «Кахаку» (сокращенное японское название) одним из старейших музеев в стране.


Фото 143 Мидтаун

Кое-где внутри видны результаты модернизации самого музея, но в отдельных местах остался и отпечаток доброй старины – что-то вроде слоя пыли на чучелах оленей, пожелтевшие от времени бумажные подписи к экспонатам. Старые телескопы, массивные, нетипичные для Японии каменные лестницы, деревянные (тоже нетипичные для Японии) старые двери, - все это очень напоминает старые российские, даже советские музеи. Обширная научная и образовательная деятельность Национального музея природы и техники – это то, что также роднит его с российскими «собратьями» (а вообще-то музеи в Японии – это, как правило, просто выставки).

Следующий музей – художественный – «Музей Сантори»(サントリー美術館) в «торгово-развлекательном комплексе» Мидтаун, что на Роппонги. Как известно, Сантори – название одной из ведущих японских компаний – производителя виски и других напитков. В данном случае корпорация выступает как спонсор (так же, как, к примеру, производитель шин «Бриджстоун», также имеющий свой музей в Токио).


Фото 144 Музей Сантори

Просторный, современный, прекрасно спроектированный музей Сантори – одна из ярких токийских художественных достопримечательностей, тем более, что расположен он в одном из крупнейших, так сказать, «столичных ТРЦ». Конечно, это не Лувр (Япония не имеет столь глубокой истории собственной школы живописи, как, к примеру, европейские страны), но зато в Японии есть деньги, чтобы постоянно приглашать и привозить к себе всё лучшее, что в современном культурном мире есть, включая Большой балет и лучшие коллекции того же Лувра. Когда я последний раз быв в «Сантори», там была экспозиция французского фарфора 18-го века (музей не имеет постоянной экспозиции, только временные).


Фото 145 Музей «Ситамати» в Уэно

Совсем другой по свой природе музей находится вблизи станции метро «КуданСита» вблизи северной границы Императорского дворца. Находящийся на территории токийского храма Ясукуни Дзиндзя музей ЮсюКан(遊就館)повествует через свою обширную экспозицию о страницах непростой военной истории страны. Известно, что в синтоистском храме Ясукуни покоятся души миллионов павших по полях Второй мировой войны японских солдат. Время от времени храм посещают руководители страны, вызывая тем самым протесты в странах, испытывавших в годы войны не себе все, скажем помягче, «проявления» японского милитаризма.


Фото 146 Храм Ясукуни Дзиндзя

Внешне – храм как храм, но определенная атмосфера «квасного» патриотизма здесь чувствуется – хотя бы в том, что вокруг крутятся немного комичные «персонажи» в униформе японской армии периода Второй мировой войны (в типичных гетрах и характерных пилотках) – как «Ленин со Сталиным» на Красной площади. А один раз я видел даже, как у главных ворот маршировал целый «взвод» таких «гвардейцев», который состоял в основном из пожилых людей, видимо, глубоко проникшихся патриотическими идеями. Прохожие японцы взирали с равнодушием.


Фото 147 У входа в музей ЮсюКан

Музей ЮсюКан по «духу» - такой же. Военная история здесь (в отличие от многих других музеев страны) показана несколько однобоко – с позиций исключительно японской воинской славы и побед и без особого акцента на страницах печальных или, скажем так, деликатных (как, например, агрессивные действия японских оккупантов в странах Юго-Восточной Азии).


Фото 148 Галерея современного искусства Национального музея современного искусства

Быть может, военный музей и должен быть таким, с изрядной долей «здорового патриотизма», - не знаю. Но точно то, что ЮсюКан (да и храм Ясукуни) особо не «светится» в японских туристических справочниках, то есть, и сами японцы, наверное, понимают, что здесь «что-то не так» (тем более, раз части мирового сообщества не нравится, что японцы чтут память солдат Второй мировой войны) и пытаются, если не скрыть, то, по крайней мере, не рекламировать эту не бесспорную туристическую достопримечательность.


Фото 149 Там же; выставка изделий из фарфора

Наконец, среди множества прочих музеев большого Токио выделю еще один – Галерея современного искусства Национального музея современного искусства(東京国立近代美術館工芸館), расположенную также на станции метро КуданСита. Музей является филиалом более грандиозного музея современного искусства, находящегося рядом, на метро Такэбаси. Галерея современного искусства представляет собой старое (по меркам пострадавшего от землетрясений и бомбежек Токио) здание постройки 1910 г. Архитектор Тамура спроектировал здание под казармы для гвардии, охранявшей Императорский дворец. Затем несколько раз менялось назначение здания, пока оно не перешло во владения музея в 1977 г.


Фото 150 Там же

С точки зрения стиля таких зданий «из красного кирпича» в Японии много (см., в частности, «Хоккайдо», «Ниигата», «Акита» и др.) – так строили важнейшие административные здания на рубеже 19-го и 20-го веков. Любого туриста из России поразит в таких зданиях (да и во множестве современных японских зданий) крутизна лестниц. Вообще лестницы в Японии круче, чем в России, ну а в памятниках архитектуры эпох Мэйдзи и Тайсэй – особенно. Выставки в филиале музея меняются; при мне шла интересная выставка старых и современных изделий из фарфора (см.снимки).