Эссе #8

Фото 31 Станция АваОомия в предрассветный час

Перейду от описанных в предыдущем эссе автодорог к другим дорогам – железным. Как и в случае с горами, развитию еще одного моего увлечения в Японии последних лет послужила купленная (в значительной степени, случайно) книга. «100 забытых станций» - как и «100 гор» Японии – то, что, вдруг, захотелось пройти, проехать, увидеть (что еще не видел), сверяясь с этой замечательной книгой, написанной одним японцем – энтузиастом железных дорог, который прошел чуть ли не пешком все самые интересные, в том числе забытые и заброшенные, станции и полустанки страны.

Некоторые из станций, входящие в этот список, я «бессознательно» уже, оказывается, обошел-объехал, а с обретением книги стал уже теперь осознанно искать на маршруте каждой предстоящей поездки очередные «забытые станции». Писал о таких фрагментах, в частности, в последних эссе о Хоккайдо, Нагано.


Фото 32 «Ван-ман» поезд до Такамацу прибывает к станции АваОомия

Очередные «железнодорожные» впечатления подарила поездка по острову Сикоку в ноябре 2017 г. Так получилось, что большинство из вот таких, «Богом забытых», станций на Сикоку расположены как раз в префектуре Токусима. В этот раз я побывал на двух из них.

Станция АваОомия(阿波大宮)находится в восточной части Токусима, на границе с преф.Кагава и относится к довольно оживленной линии Ко:току Японских железных дорог JR, что соединяет столицы префектур Токусима и Кагава. По той же причине расписание поездов на этой станции (излюбленный мной объект фотосъемки) выглядит не столь тоскливо, как на большинстве станций подобной категории, - здесь все же поезда ходят хотя бы раз в час (а бывает кое-где, что всего 3-4 поезда в день).


Фото 33 «Забытая» станция ТаиноХама

В таких местах ты гарантированно не встретишь ни одного пассажира кроме себя самого. Не перестают приятно удивлять такие детали, как чистота платформы и помещений, отсутствие мусора, «укомплектованность» несложного станционного хозяйства. В частности, в скромной комнатке стоят милые лавочки для ожидающих поезд пассажиров, в холодных регионах они иногда снабжены подушечками для сидения и даже обогревателями. В углу стоит метла, в снежных регионах – и лопата. На стенах – масса полезных объявлений разного характера, карты местности; на скамье лежит тетрадочка для записи посетителями своих впечатлений. Я тоже иногда пишу, ставя в графе «префектура проживания» слово «Москва». На станции АваОомия был еще и туалет с умывальником, в кране которого текла чистая вода, и работающий автомат по продаже напитков. Получается, не такая уж и «забытая» это станция (хоть в книгу и «занесена»).

В тот день я подгадал время прибытия таким образом, чтобы успеть на определенный поезд. Ждал минут 10 на платформе, в одиночестве, в предрассветных сумерках. В какой-то момент, точно по расписания, вдалеке зашумел поезд. За пару минут до этого его прибытие предварил звук закрываемого шлагбаума на какой-то из местных дорог. До боли знакомо каждому, кто путешествовал по японской глуши. В утренней провинциальной тиши дизельный состав из двух вагонов, управляемый одним машинистом («ван-ман» поезд) подъехал к станции. Сам открываешь двери и попадаешь в пустой вагон, где дремлют пара-тройка пассажиров.


Фото 34 «Одетые» в осенние краски берега одной из многочисленных горных рек преф.Токусима

По их внешнему облику пытаешься понять, кто они. Один – явно паломник по 88 храмам Сикоку (белая шляпа и традиционный посох выдают). Другой, спящий, мужчина – явно после затянувшегося накануне субботним вечером застолья – побоялся, наверное, за руль сесть. Третий – молодой человек – «играется» со смартфоном; он, наверное, из категории скромных работников какого-нибудь местного магазина «комбини» - едет к началу своей трудовой смены. И еще я, оставивший машину у станции, чтобы потом обратным поездом вернуться сюда же. Вот и весь незатейливый состав пассажиров.

…И еще одна «забытая» станция о.Сикоку – напротив, в южной части префектуры Токусима – ТаиноХама(田井ノ浜)- вообще удивительное явление. Этот полустанок «нанизан» на ветку с громким названием Ава-Мурото Сисайд Лайн (Ава – напомню, традиционное название «токусимского края») – линия ведет от г.Токусима на юго-запад, в сторону мыса Мурото (см.«Коти»).


Фото 35 «Земляные столбы» Ава недалеко от ст.АваОомия

Сама линия-то не больно загруженная. Ну, уж, а эта станция вообще имеет уникальный для Японии статус «остановки по требованию» - поезда на ней останавливаются только летом, в «разгар» пляжного сезона. Дело в то, что платформа ТаиноХама расположена прямо у пляжа, по сути дела, на песке, у одной из многочисленных закрытых от волн бухт юго-западного берега преф.Токусима. С учетом того, что, вообще, как много раз писал, пляжный отдых в Японии не столь популярен, как можно было бы ожидать, и того обстоятельства, что большинство населения в таких местах давно пересело на машины, думается, что, к сожалению, ТаиноХама – один из первых кандидатов оказаться в обновляемом ежегодно списке закрываемых навсегда станций и линий японских железных дорог…