Эссе #7

Фото 24 Фрагмент дороги на пути к горе Цуруги

Узкие горные автомобильные дороги Японии обладают для меня удивительной притягательной силой. Много раз и в разных заметках возвращался для себя к этой, любимой мной и, быть может, не столь понятной многим, теме. С одной стороны, они небезопасны – бывают падения камней сверху, зимой частый спутник – обледенение (тогда, когда внизу тепло и солнце светит, наверху заметно холоднее), а ширина такова, что сложно бывает разъехаться даже с малолитражкой, а разъезд во встречных направлениях с грузовиком представляет собой целое мероприятие. Но именно этим элементом некоего приключения, даже порой экстрима горные автодороги Японии меня и привлекают.


Фото 25 Там же

К моменту начала поездки я, как правило, уже хорошо зримо знаю маршрут – измеряю расстояние, время, просматриваю гугл в режиме фотографий, а также знакомлюсь с трассой через специализированные японские сайты автолюбителей, читаю форумы, мысленно проезжаю дорогу. Уже одна такая подготовка – прекрасная «закуска» к предстоящему вкушению «основного блюда».

Одна из таких поездок, что сполна оправдала и ожидания, и полноту подготовки, - дорога на гору ЦуругиСан(剣山)в центральной части префектуры Токусима. Безусловно, вершина Цуруги (1955 м), вторая по высоте гора о.Сикоку, которая входит в условный список ста «самых-самых» гор Японии, сама по себе заслуживает внимания, а тут еще и погода выдалась прекрасной – яркое солнце, плюс 10-15 градусов (на вершине было около нуля). Виды открывались далеко-далеко и сразу на два побережья – и Внутреннего японского моря с северо-западной стороны, и пролива КииСуйдо со стороны восточной.


Фото 26 Вид на долину, по которой идет автодорога, с нижней станции подъемника г.Цуруги

К точке начала маршрута пешего восхождения ведет подъемник типа тех, что используется для горнолыжников, - по канату «ползут» скамеечки, на которую просто садишься и безо всякой страховки едешь вверх. До подъемника же ведет рекордно длинный автомобильный маршрут. После съезда с «нормальной» (с одно-, двузначным номером) государственной или скоростной дороги ехать надо минимум 40 км (если самим коротким маршрутом), и это сплошной узкий серпантин с максимальной перспективой просмотра метров 50. Только эту часть преодолеваешь около полутора часов.

То был воскресный день, и погода хорошая, потому машин было особенно много. Но, повторюсь, именно поездки на машине по таким участкам и представляют собой для меня некий самостоятельный и очень интересный туристический «объект». На гору Цуруги ведет с севера две дороги – государственные дороги №№ 438 и 492. Большинству людей эти номера ничего не скажут, но для тех, кто немного знаком с системой автодорог страны, можно напомнить, что четырехсотые номера госдорог – это почти наверняка гарантия того самого вышеупомянутого «драйва». Их ширина редко когда бывает больше полутора корпуса машины, ведут они, условно говоря, «из ниоткуда» и «в никуда» и имеют устойчивые рейтинги «самых ужасных госдорог».


Фото 27 На вершине ЦуругиСан

По-японски, «госдорога» будет «кокудо:»(国道). Также – «кокудо:»(酷道) - будет звучать словосочетание «ужасная дорога», если прочитать по «кунным», верхним чтениям иероглифов. На этой игре слов основана масса шуток и «рейтингов» среди автолюбителей в интернете. Эти две дороги Сикоку – 438 и 492, как и многие их «сестры» из других регионов тем же 400-ым «расширением», имеют устойчиво низкие рейтинги в Японии.

Впрочем, не перестаю удивляться тому, как даже по таким дорогам гоняют многие японцы. Нет сомнения, среди них первое место занимают местные жители (фермеры). Эти ездят на легких (до 1000 сс) машинках, беленьких, узеньких, маленьких грузовичках (их видели в Японии все). За рулем такой машины в 90% случаев сидит местный хмурый фермер 70+, он не пользуется поворотниками, редко когда включает освещение даже в сумерках, его волнует только свое ценное рабочее время и абсолютно не интересуют другие автомобилисты. И – самое важное – он отлично знает местные дороги и свои габариты! Завидя такого в зеркале заднего вида, я всегда стараюсь как-то притереться к краю дороги и дать ему возможность скорее себя обогнать, и всем советую – спокойнее будет!


Фото 28 Там же, вид на соседнюю вершину

В этот раз при спуске с горы Цуруги я получил еще одни урок автовождения в Японии. В какой-то момент увидел в зеркало, что собрал за собой целых 5-6 машин, покорно следовавших за мной с той же скоростью и не стремящихся обогнать. Обгон в Японии вообще мало где осуществим, а на таких трассах просто невозможен. Впереди идущему надо искать редкий «карман», останавливаться и пропускать едущих сзади, - и это единственный вариант «обгона». Стоит сказать, что это, вообще говоря, делать в Японии принято, и те, кому уступили, зачастую воспринимают такой шаг как само собой разумеющееся в супер-вежливой Японии, и даже не станут порой тебя за это особо благодарить (миганием «аварийки»); всё это – обратная сторона японской почтительности, этакая вежливость «наизнанку».


Фото 29 Там же

…То же сделал и я, кое-как пропустив вперед себя группу машин. Это при том, что я сам ехал один за рулем и – следовательно – без необходимости думать о комфорте пассажиров – ехал, на собственный взгляд, довольно быстро, «вписывая» тело в изгибы трасса вместе с рулем. Но каково же было мое удивление, когда я увидел, как понеслись передо мной все до единой пропущенные только что автомашины! И это при том, что среди них был машины с детьми, были крупногабаритные (для таких дорог) внедорожники и т.д. Последние так просто неслись вперед невзирая на узость полосы, едва ли не задевая боковыми зеркалами столбы. Отмечу, что в Японии такие придорожные столбы, особенно, на узких участках, снабжены специальной желтой «одеждой» из пластика, гасящей (возможный) удар или соприкосновение. Я сам один раз на малой скорости задел зеркалом (зеркала, вообще, понятно, - слабое место), так вот, даже следа от этого пластика не было. От скорости, конечно, многое зависит.


Фото 30 Там же: синтоистские символы – постоянные спутники горных вершин

Из всего этого я сделал тот вывод: как же японцы в большинстве своем здорово водят машины благодаря тому, что привыкли к таким дорогам! Страшно представить, что было бы, если бы всех, не привыкших ко всему этому, российских автолюбителей хотя бы на один день, этакой волшебной палочкой перенесли бы вот в такие условия вождения…