Сидзуока 静岡県
Эссе #7
…Чтобы проехать по второй части ОоиГава Тэцудо, на станции Сэндзу нужно пересесть на крохотный поезд, напоминающий состав детской железной дороги, который медленно тянется по узкоколейке дальше на север, в глубь горного массива. Скорость поезда очень мала, и расстояние примерно в пару десятков километров до конечной станции ИгаваДаму(井川ダム)поезд едет около полутора-двух часов.
За это время состав проходит через, примерно, 20 тоннелей, преодолевает крутой подъем, где собственной тяги дизельку не хватает, и там применяется специальные лебедки (!). По пути поезд останавливается на, примерно, десяти полустанках, типичный пример которого – на фото 27. Кажется, именно на этой «станции» увидел я такую картину: к остановившемуся поезду вышла пожилая сгорбленная женщина, и машинист передал ей пакет с газетами. Спросив потом машиниста, что все это означало, получил ответ, что вот этот состав, который ходит 3-4 раза в день, - единственное средство транспорта для буквально нескольких жителей в этой горной местности, и потому доставка почты и продовольствия осуществляется таким путем.
На конечной станции – плотина небольшой ГЭС, и там всё же какая-то автомобильная дорога имелась, но проезда далее на север, в сторону границы с Нагано, где горы становились всё выше, уже, кажется, не было. Не перестаю восторгаться японской системе развития транспортной инфраструктуры, с одной стороны, и социальной заботой о каждом жителе, с другой. Кроме туристов (да и то, очень немногочисленных – всё больше отдельных любителей железных дорог) и пары десятков местных жителей этой дорогой и пользоваться-то некому, но она поддерживается в прекрасном техническом состоянии – хорошо видно, что мосты, ограждения и укрытия от оползней построены совсем недавно. Особенно запомнились лебедки, с помощью которых состав, по сути дела, подтягивают к более высокой точке. Фантастика. Обратной стороной этого удобства является огромный внутренний долг страны, возникший, в частности, в результате именно вот таких колоссальных затрат, но это – тема другого разговора, который, быть может, я тоже когда-нибудь начну, но пока хочу сосредоточиться на более приятном. В частности, можно насладиться видом еще одного местного творения японской инженерной мысли – мостом, переброшенным через горную речку, – как часть описанной мной железной дороги ОоиГава Тэцудо (фото 28).