Эссе #2

Фото 4 Множество экспонатов симодских музеев рассказывают о визите сюда Путятина

Уже неоднократно писал я об американском коммодоре Мэтью Кэлбрэйте Перри, который в какой-то степени открыл Японию для Запада. Одним из мест, куда причалили его наводившие ужас на простых японцев «Куробунэ» (черные корабли; современная копия такого корабля – стоит на причале в Симода), было как раз южное побережье острова Идзу, и произошло это в 1853 г., а в следующем году, как я писал в «Канагава», был подписан договор между Японией и США, сыгравшую важную роль в отношениях между этими странами.

Россия в то время тоже, как известно, была сильной державой, конечно же, имела свои геополитические интересы и, очевидно, не могла не желать того же – установлению политических отношений с Японией, страной, которая в те годы (до реставрации Мэйдзи) была закрытой и где за несанкционированные контакты с зарубежьем можно было получить смертную казнь. Я не изучал специально, но, думается, что, в какой степени, активность Америки вообще и информация о предстоящем визите Перри, в частности, подстегнула Россию. Факт тот, что всего через несколько месяцев после этого, в 1854 г. в тот же самый порт Симода прибыл корабль адмирала российского императорского флота Ефима Васильевича Путятина(プチャーチン).


Фото 5 Храм ТёракуДзи, где подписывали Россия и Япония свой первый мирный договор

Кораблю Путятина – «Диана» - повезло меньше, чем прославившимся «куробунэ» Перри, - он получил повреждения из-за нахлынувших волн цунами, которые были вызваны землетрясением. Корабль пытались отогнать в бухту Хэда на западном побережье п-ова Идзу, но на пути он затонул.

Взамен Путятину в Хэда построили несколько шхун, первую из которых назвали так же, «Хэда», и эти работы были произведены на верфях уже существовавшей тогда и ставшей в последствии крупнейшей судостроительной компанией Японии «ИсикаваДзима-Харима» (современное название – IHI), и даже сегодня приезжающие в Россию представители данной компании часто упоминают об этом факте, подчеркивая теперь уже многовековую связь своей известной фирмы с Россией.


Фото 6 Городской пейзаж Симода

Путятин как представитель российского правительства прибыл в Симода в октябре 1854 г., и начались его переговоры с представителями сёгуната; но вскоре произошло то злополучное землетрясение. Несмотря на сложности, переговоры были продолжены и 26 января 1855 г. был подписан «Симодский трактат» - Договор о мире и добрососедстве между Японией и Россией(日露和親条約) – договор, ставший важнейшей вехой в двусторонних торгово-экономических отношениях.

Подписание произошло в маленьком, затерянном среди узких улочек старой части Симода буддистском храме ТёракуДзи(長楽寺); здесь сегодня работает небольшой музей, интересный для любого россиянина; часть экспонатов и документов – на русском языке. Договор подписали Е.И.Путятин и представитель сёгуната Т.Кавадзи. Россия, в частности, получала режим наибольшего благоприятствования в торговле с Японией, и для российских кораблей были теперь открыты порты Симода, Хакодатэ и Нагасаки.


Фото 7 Ласковое море южной части полуострова Идзу

Совсем недалеко от ТёракуДзи – еще один буддистский храм (и тоже – совсем миниатюрный по размеру), также связанный с историческими событиями середины 19 века – РёсэнДзи(了仙寺), где состоялись переговоры между Пэрри и японскими официальными лицами. Вот так первые дипломатические шаги и России, и США в отношении Японии почти совпали во времени и пространстве, состоявшись в двух крохотных храмах в старой части Симода в паре сотен метров друг от друга. Чтобы попасть в эту часть города, надо проехать по одному из маленьких мостиков, переброшенных через узкую речку.