Эссе #6

Фото 22 Река СимантоГава

Один из главных туристических, а также экологических, природных ресурсов префектуры Коти – воды «последней чистой японской реки», извивающейся ужом (если смотреть на карту) по юго-западной части этого региона, славная река СимантоГава(四万十川).

Коти, как я уже писал, - самая малопосещаемая префектура страны. Одна из причин – плохая (относительно, конечно! Для Японии – «плохая») транспортная доступность региона. Но даже на этом фоне юго-западная, скажем так, оконечность Коти – это то, что, наверное, принято называть в России «медвежьим углом». Скоростные платные дороги в район реки СимантоГава не ведут; более того – они заканчиваются далеко отсюда, и даже от столицы префектуры Коти ехать сюда 2-3 часа, что в общем-то, опять же, по японским меркам, далеко.


Фото 23 Намытые рекой горы гальки

Единственная мало-мальски магистральная дорога – госдорога №56 – идет вдоль моря, а вот чтобы попасть поглубже, проехать вдоль русла этой, пожалуй, самой известной японской реки, надо изрядно покрутиться по местным префектуральным, узким, вьющимся дорогам.

Река Симанто описывает на карте и в реальности некую условную букву S, и самая «обжитая» ее часть с точки зрения туризма – это ближе к устью, к северу от станции Накамура, и именно в этой точке я и приблизился к одноименному городу СимантоГава, прибыв сюда с противоположного (относительно основных туристических потоков) направления – с запада, со стороны конечного пункта железнодорожной ветки Куросио, станции Сукумо и юго-западного побережья соседней префектуры Эхимэ.


Фото 24 Лодки ЯгатаБунэ

Главный туристический потенциал реки Симанто – конечно, чистая вода! Она, действительно, очень чистая, идеально чистая. Именно для сохранения этого, «последнего», как везде написано, ресурса чистой воды в Японии, здесь ничего и не строят. Нет и речи о промышленности. Даже жилья нет близко; все населенные пункты так или иначе выведены подальше от русла реки.

Я бы, правда, поспорил насчет «единственности» этого ресурса чистой воды. Здесь, по-моему, все же больше от рекламы… Как минимум два потока пресной воды сразу воскресли в памяти – река Адзуса в заповедном высокогорье КамиКоти в Нагано и река Китаяма в районе ущелья ДороКё на стыке трех префектур – Вакаяма, Нара и Миэ. Это из того, где я бывал, а наверняка есть и еще. Там тоже речная воды такая, что пить можно. Впрочем, красоты СимантоГава это обстоятельство не затмевает. Геометрия русла реки – извилистая, и на поворотах реки образуются буквально горы гальки. Галька такого цвета и такая однородная (и образует горки, такие, по-японски «правильные» по форме), что, кажется, ее уложил бульдозер. Однако, нет – это годами река наносит такой слой гальки, - сообщил мне «капитан» маленького экскурсионного катера ЯгатаБунэ(屋型船), что курсирует в нижнем течении реки близ ст.Накамура.


Фото 25 Мост Сада в боковом зеркале

Для меня же главная цель здесь была проехать на машине по знаменитым мостам без перил, которые переброшены через Симанто по всему течению. Таких мостов, говорят, всего около 40. Я, пока ехал вдоль реки, видел примерно десять, в том числе по трем из них переехал в обоих направлениях на машине. Вот это как раз об адреналине и даже немного об авантюризме!

Мосты без перил или, если буквально переводить с японского, затонувшие мосты, - то, что можно увидеть только на СимантоГава. Делаются мосты без перил для того, чтобы им (мостам) было бы, так сказать, легче тонуть в период паводков, наводнений или просто подъема уровня реки, что на дождливом и «подверженном» тайфунам о.Сикоку встречается нередко. Наверное, если мост без перил и прочих «лишних» конструкций, расположенных на дорожном полотне, то тогда поток воды не снесет его, и он останется стоять на своем месте до окончания периода подъема воды, и тогда по нему снова поедут машины и пойдут люди.


Фото 26 Сломанный мост Ивама на р.СимантоГава

На счет людей – проблем нет, но вот, что касается машин, то вот это как раз – адреналин… Мосты имеют разную ширину, но есть те, через которые даже небольшая машина сможет проехать лишь, что называется по-японски «гири-гири» (впритык). Интересно, что по мере удаления от устья СимантоГава ширина каждого последующего моста, насколько успел заметить, становится все уже и уже относительно предшествующего.

Первым был мост без перил Сада(佐田沈下橋)- он самый широкий, и под ним я проплыл сначала на лодке, затем прошел туда и обратно пешком, а потом уже проехал на машине, предварительно перекрестившись. На самом деле, если просто ехать как обычно с ровным дыханием и не заглядываться по сторонам, то, конечно, ничего страшного. Проехал безо всяких проблем. Тем не менее, местный житель, инструктировавший меня заранее, сказал, что периодически какие-то автомобилисты все же роняют машины в реку. Не знаю, может, если ветер сильный, или если все же приходится разъезжаться посередине, то опасность и возникает. Мост Сада имеет в центре кармашек для разъезда двух машин, но там ширина не в две, а, кажется издалека, где-то в полторы машины, и вот там-то наверняка приходится прижиматься левым бортом, который хуже виден с водительского места, к самому краю моста. Ну, и этот же житель выразился так об ощущениях: «Кажется, что рулишь по воздуху»; и вот с этим я абсолютно точно соглашусь.

Затем проехал по уже более узкому мосту Такасэ, потом – мимо поломанного моста Ивама (на снимке № 26), но по нему проезд машин, понятное дело, запрещен.


Фото 27 Мост Нагаой с водительского места

Ну и в довершении всего был самый узкий мост в это день – мост без перил Нагаои(長生沈下橋)длиной более 100 метров. Из фотографии № 27 становятся немного понятными ощущения водителя в момент пересечения этого моста: снято с места водителя. Колеса надо поставить четко на две белые полосочки, крепко держать руль и, ни на что не отвлекаясь, медленно ехать.

В Японии я беру, как правило, маленькие машинки и всегда просматриваю заранее в режиме фото по гуглу все дороги по маршруту именно с точки зрения их ширины. Опыт научил. В таких местах местные жители «рассекают» по узким дорогам (а в Симанто – еще и по узким мостам без перил) в основном на «кэй-дзидося» (легких, до 1000 сс, машинках), беленьких с желтыми номерами. Они узкие, и потому всюду проезжают. Всякие «российские» внедорожники и пр., думаю, не проехали бы.

…Здорово было! Мосты СимантоГава, как и обед с «ама» в Миэ, дорога на Вакканай на Хоккайдо, осенние пейзажи на высокогорье Сига в Нагано, - претенденты на попадание в первую десятку моих ощущений в Японии за все время (его я пока не составил, но – когда-нибудь – составлю)!