Эссе #10

Фото 46 Изысканные лакированные изделия с п-ова Вадзима

На самом деле, Вадзима знаменита в первую очередь, даже не рыбой или утренним рынком, а своими лакированными изделиями. «Вадзима нури» (輪島塗) (условное ударение в слове «нури» делается на первый слог) - так называются местные лакированные изделия из дерева, а также сама техника лакирования, о которой я напишу ниже. Вадзима нури своей красотой покоряет и японцев, и туристов из-за рубежа, это искусство давно переросло рамки префектуры, превратившись в одну из визитных карточек Японии в целом, и дало начало отдельному направлению в сувенирной индустрии. Лакированная посуда с полуострова Ното – это высококлассный сувенир и хороший подарок из Японии. Конечно, изделия Вадзима нури можно купить и в Токио, ну а я посетил Музей искусства лака Вадзима(石川県輪島漆芸美術館), а также несколько местных магазинов этих изделий, которым нет числа в этом одноименном городе. В основе искусства Вадзима нури лежит использование лака, получаемого из сока дерева под названием «уруси»(漆). Вообще говоря, уруси растет не только на полуострове Ното, но и других регионах Японии, а также в Китае и Корее, но именно здесь, в Вадзима, использование данного природного материала дало столь высокие художественные результаты.

Сок растения собирают в период и июня по ноябрь, с одного дерева за сезон можно получить до 150 граммов сока. После сбора сок очищают, выпаривают, добавляют красители. В Вадзима лак наносят на деревянные поверхности, и производят главным образом лакированную посуду, а также сувениры; притом используются в основном два основных цвета – красный и черный. После нанесения лака изделие сушат. Для просушки необходимы условия – температура 25-30 градусов и влажность 65-80%. Особую красоту изделие приобретают, когда в нем сочетается «нури» (нанесения лака) с другими традиционными видами японского прикладного искусства, таким как «маки э», где в качестве материала используют золотую пудру, которую распыляют на поверхности лака определенным образом, создавая при этом рисунок, а затем лаком же и фиксируют полученный орнамент. Всего процесс создания, скажем, предмета посуды в стиле Вадзима нури состоит из примерно 130 технологических операций.


Фото 47 В музее кирико

Как и в любом другом регионе Японии на полуострове Ното есть свои «мацури» (фестивали). Специфической особенностью этого региона Японии является широкое использование в ходе проведения этих религиозно-фольклорных шествий традиционных фонарей «кирико»(キリコ). Кирико – это высокие, до 10 метров, конструкции, в основе которых – несколько деревянных балок, а между ними со всех сторон крепится нечто вроде плакатов, на которые либо наносятся надписи крупными иероглифами, либо пишутся несложные картины синтоистской тематики. Внутри них помещаются фонари, свет которых в условиях темной японской ночи хорошо пробивается через, по сути дела, бумагу.

Кирико – элемент вечерних мацури, часто сопровождаемых ханаби (фейерверками). Такие местные праздники, еще раз подчеркну, проводятся повсеместно, главным образом в жаркие месяцы (июль – сентябрь); в темноте такие конструкции, как кирико, смотрятся особенно красиво. Музей кирико(キリコ会館)также находится в городе Вадзима; внутри музея поддерживается темнота, в которой виден только свет фонарей, идущий «изнутри» кирико. Изначальный смысл кирико – осветить путь в людские дома для «ками» (синтоистских богов); традиция возникла в середине эпохи Эдо (18-ый век).