Эссе #11

Фото 48 Рисовые террасы СироЁнэ СэнМайда

…Продолжался мой путь на северо-восток острова Ното, и, вновь отмечу, будь больше времени, можно было бы останавливать машину через каждые пару километров. Вновь красоты побережья Японского моря или же созданные руками человека достопримечательности привлекали большой интерес. Чем хороша «маленькая», провинциальная Япония – тут везде что-то есть, нет мест, где нет ничего. На каждом перекрестке, даже сельских дорог, указатели обязательно подскажут, что вот где-то рядом есть что-то, что стоит посмотреть. Глаза разбегаются.


Фото 49 На одном из соляных заводиков п-ова Ното

Место под названием СироЁнэ СэнМайда(白米千枚田) - прибрежные террасы небольших рисовых полей общей площадью 18000 кв.м.; они находятся недалеко от г.Вадзима на берегу Японского моря. Очень интересное и красивое место; аналогичные есть и в некоторых других префектурах, прилегающих к Японскому морю (см., к примеру, «Ямагути»). Рисовые поля были обустроены здесь в такой форме еще в 18-ом веке и с тех пор не менялись. СэнМайда (буквально – «поле из тысячи полосок») – не музей и не тема-парк; это действующие сельскохозяйственные угодья, у которых есть хозяева. Туристы идут по специальным дорожкам, но все равно, наверное, мешают фермерам, которые здесь же, в метре-двух от тебя обрабатывают на миниатюрной агротехнике свои крохотные наделы. Теснота, крайняя малая доля равнинных земель в стране научили японцев в высшей степени рачительно обращаться с землей, которую им порой приходится отвоевывать у моря. Именно благодаря таким местам, как СироЁнэ СэнМайда, полуостров Ното является зоной важного материального (в том числе, сельскохозяйственного) и культурного наследия страны.


Фото 50 Скала МадоИва

Другими примерами этого наследия является то, что снято на соседних фотографиях, - соляной заводик (на фото рядом со мной – рабочий, он же – гид одного такого заводика) и «Дом зажиточного фермера» ТокиКуниКэ(時国家).


Фото 51 В «Доме зажиточного крестьянина» ТокиКуниКэ

Соляных заводов в той части полуострова Ното очень много. Это небольшие артели, помещающиеся в одноэтажных сарайчиках, расположенных вдоль прибрежного шоссе. Для меня провели экскурсию с объяснением всех технологических этапов этого производства, в основе которого – выпаривание морской соли. Рядом с людьми на снимке видна большая емкость, в которой соль и кристаллизуется по мере испарения воды, оседая толстым слоем на внутренних поверхностях. Японцы в последние годы стали ценить различные виды пищевой соли – с разными добавками, вкусами, или же, наоборот, натуральные, но произведенные в таком-то конкретном регионе (например, на полуострове Ното). На точное географическое происхождение или особенности вкуса, аромата, состава соли – на все это стали обращать много внимания в последние годы.


Фото 52 Там же

Как раз недалеко от этого соляного завода – еще одна красивая скала – так называемая МадоИва(窓岩), «скала-окно»), являющаяся частью скалистого побережья Сосоги. Недалеко отсюда – музей под открытым небом, в центре которого – «не по-японски» огромный дом «зажиточного фермера» ТокиКуниКэ(時国家). Дом был построен около 300 лет назад, в эпоху Эдо и принадлежал семейству Токикуни, одной из самых известных на полуострове Ното фамилий. Дом имеет статус важного объекта государственного культурного наследия и представляет собой классический японский дом в своей богатой «версии», с множеством комнат, разделенных расписанными рисунками птиц и цветов раздвижными стенами и перегородками фусума и сёдзи. В центре «гостиной» - также традиционный натуральный очаг с подвешенным к высокому потолку чайником. Вокруг него – татами. Скудная мебель. Зато – как всегда, чудесный вид на собственный садик, открывающийся практически с любой точки дома.