Исикава 石川県
Эссе #9
В середине «верхней перекладины» буквы «F» находится один из крупнейших населенных пунктов и культурный центр полуострова Ното – г.Вадзима, где самое интересное – утренний рынок Вадзима(輪島朝市) - самый, пожалуй, оживленный и, наряду с Хатинохэ (см. «Аомори»), один из самых колоритных рыбных рынков в стране.
Вадзима – небольшой, типичный для Японии городок уровня «районного центра» (если проводить аналог с Россией); его преимущество состоит в том, что Вадзима – удобный порт на богатом рыбой Японском море, имеющий традиции рыболовства и торговли рыбой, и все это вместе и привлекает сюда немалое количество туристов. На время работы рынка, с раннего утра и до полудня, центральная улица города становится пешеходной и торговой – вдоль обеих ее сторон выстраиваются ряды накрытых тентами лотков, а пространство между ними открыто для прохода покупателей.
Основной товар – это, конечно, рыба и морепродукты, которые продаются как свежими, так и солеными или замороженными. Здесь можно ощутить все богатство даров Японского моря и купить их по невысокой цене. Продавцы – в основном женщины, большая часть – в возрасте от 70 лет и старше. Есть и совсем старенькие бабушки, как, вот, например, на фото 45. Согбенные в три погибели, маленькие, они кажутся совсем слабенькими, однако везут перед собой (или иногда тянут за собой) тележки с товаром, притом, тележки эти по своим размерам многократно больше, чем сами старушки. И жаль их, и одновременно, вызывают они восхищение. Многим, судя по виду, не просто за 70, а за 80, если не за 90 лет, но они продолжают не просто выходить на улицу, а работать – продавать, например, рыбу или овощи.
Как я уже однажды писал, рынок, или, как более принято говорить в Японии, «утренний рынок», - не то, что многие ждут от, скажем так, «восточного базара». Во-первых, иные масштабы – в Японии утренние рынки совсем небольшие, они, как правило, не имеют стационарных зданий и прочей постоянной инфраструктуры – просто часть городских улиц или портовых дорог на время становится рынком.
Во-вторых, нет огромного наплыва покупателей; да и сами покупатели – это, по сути дела, люди той же «категории», что и продавцы, - в основном, пожилые женщины. Кажется, они приходят на рынок больше пообщаться с подругами, нежели купить/продать.
В-третьих, нет «торга». Японский рынок – это не восточный базар, а лишь неброская зарисовка тихой провинциальной жизни, короткий «месседж» из ставшей уже далекой ранней эпохи Сёва, довоенной, послевоенной Японии, когда подавляющая часть торговых операций горожане осуществляли на рынках, да кроме них и ничего и не было-то. Сегодня же торговая инфраструктура, логистика Японии развита настолько хорошо, что рынок как форма торговли экономически невыгодна (мелкие торговцы обязательно проиграют в цене крупным сетям, имеющим прекрасную транспортную, складскую базу и пр.). Рынок в Японии – не торг, а музей, «салон», дань прошлому.