Эссе #24

Фото 104 «Деревня Айну» у озера Акан

Восьмая тема – край земли. Вернемся к мысу Носаппу. Кажется, это, на самом деле, край земли (впрочем, не только здесь создается такое впечатление). Довольно много неасфальтированных участков дорог. Жалобно кричат чайки. Никого нет на улицах. Холодно даже в июле. Дуют пронизывающие ветра с Охотского моря. Пара-тройка ни кем почти не посещаемых магазинов сувениров, домики рыбаков, трава и борщевики (такие «российские»!), прорастающие тут и там «сквозь» асфальт.

Впрочем, и эта земля, и вообще Хоккайдо, как я писал ранее, исконно была заселена не японцами, а айну, но в настоящее время, как я тоже указывал в предыдущих сериях, от айну остались лишь названия (Раусу, Сяри, Носаппу, Сибэтя, Акан, Куссяро, Пуюни, КамуиВакка – в этих названиях нет ничего от японского языка кроме фонетически, в значительной степени искусственно подобранных позднее иероглифов, для написания в соответствии с законами японского языка). Зато они похожи на многие географические названия российского Дальнего Востока, что тоже показывает этническую близость коренных народов, населявших эти земли.


Фото 105 Японские березки

Березки, борщевики, ромашки, а также мухи, комары, - все это тоже, согласимся, немного не та Япония, к которой мы привыкли.

Хоккайдо долгие годы был краем земли японской со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одно из них – «структура» жителей. Слышал, что ранее, в 19-ом веке (быть может, и в начале века 20-го) сюда, в частности, убегали с Хонсю банкроты, преступники, просто «сомнительные элементы». Скрыться от всего остального мира здесь несложно и сейчас, тем более, - сто лет назад. И неслучайно именно здесь, в одной из самых отдаленных и холодных точек острова была в 19-ом века основана тюрьма Абасири(網走監獄), которая и сегодня является и реально действующей тюрьмой, и одновременно одним из самых интересных музеев Японии.


Фото 106 Вход в тюрьму Абасири

На том месте, где тюрьма была ранее, сегодня расположен музей этой самой тюрьмы – с восковыми фигурами покрытых татуировками заключенных, с нескрываемым удовольствием моющихся в японской «фуро»; с рисовыми полями и складами мисо и соевого соуса («Абасири кангоку» существовала в условиях полной автономии, снабжая сама себя продуктами, - связи с «внешним» миром почти не было, даже почта в конце 19-го века была голубиная), с воссозданными реальными камерами, молельным залом, кухней, мастерскими и пр. Зимой в Абасири температура может достигать минус 30-ти, а отоплением в те времена была лишь печурка на дровах, обогревающая (одна единственная!) целиком весь тюремный коридор; в камерах в такие дни температура тоже была отрицательная. Таких коридоров, расходящихся в форме звезды от единого центра (для удобства охраны), было пять. Поражает воображение история про одного беглеца, который умудрился протащить собственное тело между часто расположенными прутьями камерной решетки…


Фото 107 Надписи у входа в тюрьму Абасири

Недалеко от музея расположена реальная тюрьма. Удивительно близко можно подойти к ней; даже не возбраняется фотографировать ворота, сохранившиеся с эпохи Мэйдзи. За ними – реальные заключенные. Фотографировать нельзя только их. Рядом магазин, где продаются изделия, сделанные заключенными, где я «великодушно» купил скромные подставки под чашки. Вокруг периметра ограды – идеально пострижены газоны, как будто и не тюрьма это вовсе, а парк. Не знаю, но мне показалось, что убежать из такой тюрьмы, скажем, для ушлых российских заключенных, пара пустяков.