Эссе #10

Фото 44 Верфь в г.Ономити

Почти все морские берега префектуры Хиросима изрезаны так, что, наверное, если вытянуть всю береговую линию в прямую, то ее совокупная длина получится многократно больше той, что имеет место реально. Практически нет ни одного мало-мальски длинного прямого участка – сплошь бухты, островки, полуострова, скалы, проливы. И совсем близко – противоположный берег. Как правило, противоположный берег – это какой-либо из многочисленных островов моря СэтоНайкай. И вот это постоянное присутствие перед глазами противоположного берега немного путает – забываешь, что это – море с соленой водой. Отрытого пространства, бесконечного морского горизонта почти нет, а проливы порой столь узки, что кажется, что ты едешь вдоль реки или озера.


Фото 45 Вид на узкий морской пролив с горы СэнкоДзиЯма

Такой рельеф береговой линии в сочетании с подходящими глубинами моря создает хорошие условие для судостроительной промышленности и именно потому здесь, в Хиросима, были в свое время созданы и военные верфи, о чем писал я, в частности, в эссе № 9 про город Курэ.

Похожим на Курэ (хоть и меньшим по площади) показался городок Ономити(尾道), расположенный в сотне километров восточнее Курэ, ближе к крупному промышленному центру, г.Фукуяма.


Фото 46 Внутреннее Японское море СэтоНайкай

Как и все остальные населенные пункты южного побережья Хиросима, Ономити «вписан» узкой полоской между горами и проливом. Все очень тесно: вдоль береговой линии идет узкая и загруженная автомобильная дорога, параллельно – железнодорожная ветка. Между ними и морем ютятся в основном небольшие одно- и двухэтажные жилые дома. Мало парковочного пространства, относительно мало парков и зон отдыха – в принципе, берег Хиросима (как и соседних префектур Окаяма и Ямагути) – это крупный промышленный пояс. Земля под промышленные нужды в свое время (в основном – в период бурного экономического роста 50-70-х гг.) активно обустраивалась здесь по той же причине: удобные бухты, нет волн, но есть подходящие для торгового морского флота глубины. Предприятия в Японии исторически строятся у моря – чтобы было удобно сразу, миную транспортных посредников, отгружать готовую продукцию. Отгрузка с заводов по железной дороге, как это в основном принято в России, в Японии практически не имеет место.


Фото 47 Вид на город Ономити с верхней станции канатной дороги СэнкоДзи

Возможность «вырваться» из узкого прибрежного пространства Ономити дает канатная дорога на гору СэнкоДзиЯма(千光寺山). Гора, названная по имени местного буддистского храма СэнкоДзи, не высокая, но имеет крутой склон, таким образом, когда поднимаешься на подъемнике на верхнюю площадку, то оказываешься как бы сразу над городом. Отсюда можно увидеть верфи на противоположном берегу, тесную городскую застройку прямо внизу, многочисленные катера и паромы, снующие между островами и островками Внутреннего моря.


Фото 48 Один из мостов в системе Симанами Кайдо

И еще с г.СэнкоДзиЯма виден первый из цепи мостов, входящих в дорожную систему Симанами Кайдо(しまなみ海道). «Островное шоссе» Симанами Кайдо – еще один шедевр японской архитектуры и мостостроения, один из трех грандиозных сухопутных путей на остров Сикоку. О двух других, не менее замечательных творениях – мостах Наруто и СэтоОохаси – см. соответственно в сериях о Токусима и Окаяма. Система состоит из девяти больших мостов и сухопутной скоростной дороги общей длиной около 70 км, которая соединила в результате берег Хиросима с г.Имабари в северной части префектуры Эхимэ (о.Сикоку). Из трех переправ эта – самая старая; первый мост, который как раз связывает Ономити с первым из серии крупных островов, был построен еще в 70-е годы 20-го века. Соседние с Ономити острова – сами по себе довольно большие и исторически густо заселенные, потому налаженная переправа имела важное экономическое значение всегда и не зависела напрямую от задачи прокладки шоссе на Сикоку. Но потихоньку строился один мост за другим, все острова друг с другом постепенно соединялись, и в итоге был обеспечен сквозной проезд до о.Сикоку. Таких больших пролетов, как на мосту СэтоОохаси в Окаяма/Кагава, здесь нет, но картина все равно получается на редкость живописная. Дорога постоянно извивается – так, что, проезжая один мост, можно спустя пару минут езды, благодаря постоянным поворотам трассы, увидеть его же сбоку от себя; на трассе построено множество смотровых площадок – благо, что все острова между Эхимэ и Хиросима довольно гористые, и тем самым созданы естественные хорошие условия для осмотра.


Фото 49 Пиратский замок на о.Инносима

Со скоростной дороги можно съехать вниз практически на любой остров по пути и покрутиться там по местным дорогам. Наиболее интересен, пожалуй, остров Инносима и находящийся в его центре Пиратский замок – Инносима СуйгунДзё(因島水軍城).

Оказывается, и в Японии в средние века жили пираты, которые, в частности, контролировали узкие проливы между вот этими самыми островами моря СэтоНайкай. Сразу скажу, что никаких шляп-треуголок и повязок на один глаз – ничего этого не было; одежда японских пиратов была, судя по музейным экспонатам, такой же, как и всех японских военных людей того времени.


Фото 50 Пиратское кладбище Мураками

Насколько я понял, пираты фактически правили островом Инносима (быть может, не им одним) – иначе у них не было бы замка. Как и любых «воров в законе» или мафиози («якудза» в современной жизни Японии), у пиратов был налажен четкий контроль над деятельностью «подчиненной» территории, и они, как явствует из музейных материалов, в общем пользовались уважением населения и несли в себе немало положительных функций, в первую очередь, с точки зрения развития местной экономики (и такое же к ним отношение там и сегодня). Самая известная пиратская фамилия на Инносима – Мураками, и его имя носит и замок, и находящееся неподалеку кладбище, часть которого так и называется – могилы пиратов Мураками(村上水軍の墓地).