Эссе #9

Фото 36 Нижняя часть Оотории храма Ицукусима Дзиндзя

Дважды бывал на острове Миядзима и видел в разных случаях совершенно разный храм Ицукусима Дзиндзя (о первом визите см.эссе №№ 4,5). Первый раз на море был прилив, и вода почти доходила до полов храма, хотя и от риска «перелива» было далеко. В любом случае, знаменитые оранжевые ворота Оотории, стоящие на некотором удалении от основных сооружений храма, были полностью погружены в воду. А ведь, напомню, одна из общепризнанных «изюминок» этого храма, признанного одним из самых ярких «зримых» достопримечательностей Японии, является как раз «игра» на приливах-отливах, когда благодаря изменяющемуся уровню воды в проливе совершенно по-разному смотрятся краски и геометрия этого великолепного синтоистского храма.


Фото 37 Пагода Годзю-но-То на о.Миядзима

В тот день октября 2016 г. вода ушла далеко от тории, и я смог, спустившись с набережной, где все время крутятся олени, ступить на дно (а оно при этом удивительно быстро высохло под солнцем, и никакой жижи под ногами не было) и пройти пару сотен метров до ворот. Подержался руками за святые «ноги» этих ворот, нижняя часть которых большую часть времени проводит под водой и покрыта толстым скользким слоем белых ракушек.

С первого визита 2011-го года оставалось у меня на острове Миядзима еще несколько «долгов». Один из них – подойти ближе к пятиярусной пагоде Годзю-но-То, о которой упоминаю я в 5-м эссе этой серии, но где не был ранее. Идеальная симметрия пагод всегда поражает туристов в Японии (наверное, и в других буддистских странах тоже), здесь же к этому добавляются краски листвы, синева моря внизу, да и сам цвет пагоды – как и у соседнего храма Ицукусима Дзиндзя, он оранжевый – очень красиво контрастирует с окружением.


Фото 38 Огромные «ложки» в Павильоне СэндзёКаку

Далее – павильон СэндзёКаку(千畳閣), «павильон тысячи татами», относящийся к другому синтоистскому храму острова Миядзима – Тоёкуни Дзиндзя(豊國神社). Храм Тоёкуни находится на холме, как бы нависая над более знаменитым «собратом» Ицукусима. Отсюда открываются прекрасные виды на Внутреннее Японское море СэтоНайкай. Собственно, пятиэтажная пагода тоже «административно подчинена» храму Тоёкуни. История Тоёкуни Дзиндзя связана с именем одного из самых известных исторических деятелей, одного из трех «собирателей земель японских» (кроме него – Ода и Токугава) – Тоётоми Хидэёси. Строительство храма началось в 1597 г., но спустя 11 лет, после смерти Хидэёси было приостановлено; храм считается недостроенным и по сей день. В частности, павильон СэндзёКаку не покрашен и, хотя очевидно и перестраивался с тех пор, но и по сей день имеет в основе черный цвет – цвет старого дерева (отмечу, что такой внешний облик более типичен для буддистских храмов). Огромный зал «Павильона тысячи татами» открыт и – соответственно – продувается со всех сторон (в жаркий летний день должно быть прохладно). Интересная деталь: внутри зала висят или стоят, прислоненные к стенам, множество огромных старых ложек и «плошек», какими в Японии принято накладывать рис из рисоварки или кастрюли. Эти предметы посуды здесь сделаны из дерева и, уж не знаю, во сколько раз, но представляют собой многократно увеличенную копию. Интересная и абсолютно неожиданная деталь.


Фото 39 Устрицы в Миядзима

Третий мой «долг» в Миядзима – это устрицы или, по-японски, «каки»(牡蠣). Свежие устрицы подают на стол в Японии там, где рядом не просто море, а где имеется изрезанное побережье, то есть, где в тихих (защищенных от волн) заводях есть возможность разводить устриц в безопасных условиях (см.подробнее в «Мияги» и «Миэ»).


Фото 40 У Музея Сил самообороны в г.Курэ

Совсем другая Хиросима предстала через час езды на машине по прибрежной дороге. То был город Курэ(呉). Город оказался неожиданно большим и с очень интенсивным движением. Изначально меня в нем интересовали два музея – Музей Сил самообороны страны и Музей Ямато. К сожалению, первый из двух музеев уже закрывался, и я успел только запечатлеть на фотокамеру внешний экспонат – подводную лодку на суше.


Фото 41 Модель крейсера Ямато в одноименном музее

Зато удалось полностью осмотреть экспозицию Музея Ямато – музея истории флота г.Курэ(大和ミュージアム・呉市海事歴史科学館). Считаю его одним из самых интересных музеев Японии. Насыщенный историческими документами, сотнями больших и малых моделей судов, интерактивный, прекрасно технически оснащенный, - в нем и детям, и взрослым интересно, и жаль, что перед его закрытием был всего час на осмотр. В такие места хочется приехать еще. Здесь можно глубоко познакомиться вообще с историей флота Японии, но главной в экспозиции является, конечно, модель в масштабе 10:1 знаменитого крейсера Ямато.


Фото 42 Управляемые торпеды – морские камикадзэ времен Второй мировой войны, в Музее Ямато

За окнами музея простирается гладь залива Хиросима, и часть набережной перед зданием музея выполнена как раз в форме большого военного корабля (подозреваю, что тут масштаб был 1:1). Крейсер Ямато был построен как раз на верфи в Курэ, и глядя на изрезанные берега этого края Японии, на то, как защищены они от волн открытого моря множеством больших и малых островов, понимаешь, что на самом деле здесь прекрасное место для судостроительной промышленности.


Фото 43 Парк на набережной у Музея Ямато с видом на закат над заливом Хиросима

Крейсер Ямато был введен в эксплуатацию 16 декабря 1941 г., совсем скоро после известного вступления Японии во Вторую мировую войну (нападение на Пёрл-Харбор 8 декабря 1941 г.). Назову габариты того огромного корабля: водоизмещение – 64000 тонн, длина – 263 м, ширина – 39 м, мощность – более 153 тысяч лошадиных сил; команда – 3332 человека (в пиковый период). Флагман японского флота, самый большой корабль в мире (на тот момент), символ мощи милитаристской Японии, казавшийся непотопляемым линкор Ямато (напомню, «Ямато» в японском языке – что «Русь» в русском) был атакован американской авиацией в морском сражении у островов Окинава 7 апреля 1945 г. и утонул.