Эссе #7

Фото 29 Вагон Айдзу Тэцудо с фотопортретом Х.Ногути с матерью

Большая по площади префектура Фукусима предстает перед нами в совершенно разных красках в зависимости от того, в какой ее части и когда мы в ней оказываемся. Прибрежная, «Срединная» и Горная Фукусима – три ее части, вытянувшиеся с юго-запада на северо-восток, - в достаточной степени обособлены с природной и исторической точки зрения.


Фото 30 Станция ЮноКамиОнсэн

«Сердце» горной Фукусима – край Айдзу(会津). Проехать регион Айдзу насквозь с севера на юг, через горы, высокогорья, долины и ущелья предоставляет возможность одна из самых захватывающих железнодорожных линий страны – Айдзу Тэцудо(会津鉄道). Айдзу Тэцудо – частная железнодорожная компания, образованная на основе приватизации железных дорог страны в 1986 г. и обслуживающая бывшую «Линию Айдзу» гос.дорог, которая идет от города АйдзуВакамацу на юг и потом плавно переходит в другую линию – Яган Тэцудо(野岸鉄道. Яган Тэцудо тянется до КинугаваОнсэн, а там в свою очередь «превращается» в железную дорогу Тобу, по которой можно доехать уже до токийской станции Асакуса…


Фото 31 Одноколейка Айдзу Тэцудо

Как это часто бывает в Японии, физически полотно – одно, более того, бывают и сквозные поезда – экспрессы, связывающие сразу несколько линий между собой, а так пассажиры на конечной станции линии одной частной железной дороги выходят из вагончика и садятся в ожидающий их другой вагон (или состав), который обычно стоит на противоположной стороне платформы. Системы оплаты тоже связаны между собой, - иначе говоря, пассажиры минимально ощущают факт перехода линии одной частной железной дороги в линию другой частной железной дороги.


Фото 32 Еще одна, совсем уж Богом забытая, станция железной дороги Айдзу

Как и на множестве других небольших частных железнодорожных компаний, на Айдзу Тэцудо объем пассажирских перевозок ежегодно неуклонно снижается. Это – следствие ряда причин: сокращение населения в провинции (в пользу Токио и других городов-миллионеров), снижение доли молодого населения в той же провинции, а также распространение автомобильного транспорта среди местного населения (в отличие от тех же городов-миллионеров, жить в таких местах без машины невозможно). Жаль, что это так, и под этим явлением имеются серьезные политико-экономические причины, известные в японском обществе, но все это – тема не подобного эссе, а серьезного исследования.


Фото 33 Горячие источники ЮноКами в центральной части края Айдзу

Как бы то ни было, несмотря на снижение числа пассажиров, популярность таких небольших железнодорожных линий среди населения, любовь японцев к ним лишь только растут. Провинциальные железные дорогие становятся все больше объектом туризма, нежели поездок по работе. Среди пассажиров поезда Айдзу Тэцудо японских туристов с фотокамерами было, на первый взгляд, не меньше, чем коренных жителей региона, пользующихся поездом как средством передвижения по работе или житейским нуждам.


Фото 34 Деревня ОутиДзюку

Поезда на Айдзу Тэцудо состоят, как правило, из одного или двух вагонов. Как это часто бывает на подобных железных дорогах, на вагонах нанесены изображения, имеющие отношение к тому или иному региону. Мне попадались сплошь вагоны с изображением японского микробиолога Х.Ногути (1876-1928), родившегося в этих местах. Даже те, кто на Айдзу Тэцудо никогда не бывал и даже не знал о ее существовании, но хоть раз бывал в Японии, точно знают внешность этого человека – его фотография нанесена на 1000-иеновую купюру образца 2004 г.


Фото 35 Там же


Фото 36 Там же – в прямом смысле – у теплого домашнего очага

Возвращаясь к своему незабываемому путешествию по железной дороге Айдзу в марте 2014 года: я сел в поезд на конечной (или начальной) станции в АйдзуВакамацу и для начала проехал до ЮноКамиОнсэн(湯野上温泉), и в этой маленькой онсэн-деревушке заночевал в частном гостевом доме. Оттуда на утро отправился чуть выше в горы, в деревню ОутиДзюку(大内宿), которая имеет статус охраняемого государством культурного объекта. ОутиДзюку – это одна длинная улица – она же – продолжение горной дороги, с двумя рядами расположенных по обеим сторонам частных одноэтажных домов, покрытых толстыми соломенными крышами традиционной для снежных регионов треугольной формы. Интересно, что здание ближайшей станции ЮноКамиОнсэн также построено в этой форме. Дело было в марте, но в этом регионе снега еще очень много, в горной части – тем более (видно на снимках). Да и холодно было. И тем приятнее было зайти в одну из таких избушек, которая представляла собой сувенирный магазин, чтобы погреться и выпить горячего кофе. Кипяток грели в чайнике, который висел над традиционным домашним очагом. Тепло передается через фотографию. Хозяйка, с которой неспешно говорили мы об этой деревне и о моей любви к Японии, потом любезно вызвала для меня такси, я спустился на нем к станции и поехал дальше.