Фукусима 福島県
Эссе #8
…Ну а дальше – от станции, даже «полустанка», ТоноХэцури – пешком до одноименного ущелья. Одно из самых живописных мест на карте края Айдзу - ущелье ТоноХэцури(塔のへつり) - особенно красиво выглядело в том марте – темно-зеленая вода горной реки омывала серо-коричневые скалы и камни, а на них белыми шапками красовались снежные сугробы.
Справедливости ради надо сказать, что понятие «ущелье» в Японии довольно условно – ими называются по сути дела русла горных рек, или даже просто равнинных рек, лишь бы только они текли по некоему желобу из скалистых берегов. При этом высота берегов особого значения не имеет – пусть даже 5-10-15 метров, - все равно, это уже будет считаться ущельем. Хотя, конечно, бывают ущелья и покруче, и виды там такие, что дух захватывает.
ТоноХэцури – небольшой участок вот таких обрывистых берегов вдоль реки Ага со скалами разной формы, мостиками и проложенными буквально сквозь скалы пешеходными дорожками.
Там же, на «пятачке» перед стоянкой расположились незатейливые магазинчики и кафе, а кое-где на открытом воздухе кто-то жарил речную рыбку на углях, и картина эта была настолько аппетитной, что решил я поместить соответствующий снимок. Тут же, рядом находится мастерская по изготовлению «кокеси» - традиционных деревянных игрушек (поделок) региона Тохоку (северо-восток Японии). О кокэси, этих японских «буратино» я писал ранее, и преф.Фукусима – один из центров изготовления кокэси (об условном сравнении с Буратино я подумал, когда увидел у дверей мастерской наваленную гору деревянных дров примерно одной длины и одного диаметра). Огромный, с человеческий рост, кокэси стоял прямо на заснеженной платформе ТоноХэцури…
Снег всюду, куда ни кинь взор – именно такие впечатления остались у меня от посещения Айдзу в марте. Дорога от железнодорожной станции до Краеведческого музея ОкуАйдзу(奥会津博物館) - это сплошные яркие, отражающие солнце, белые сугробы. Большое влияние на местную жизнь снега и зимы вообще – факт безусловный. Среди сотен экспонатов музея большая часть связана так или иначе со снегом. Например, снегоходы! В крае Айдзу они представляют собой соломенные цилиндры, чем-то напоминающие, на первый взгляд, вытянутые корзины или нечто для хранения больших бутылей. В каждую такую корзину помещается одна нога, и вот так человек и идет по снегу, видимо, медленно и неуклюже переступая последовательно с одной ноги на другую. Конечно, в глухих деревнях никто никогда снега с дорог не убирал, а нападать могло много, потому и с точки зрения традиционных ремесел (в Айдзу была развита редкая для Японии охота, к примеру), да и просто для обычных перемещений зимой такие приспособления были крайне необходимы.
…Ну а до осмотра «сельской» части края Айдзу один день я провел в г.АйдзуВакамацу. В этом городе я оказался второй раз, и о нем уже рассказывал в первых эссе о Фукусима. Еще тогда понял, что мало увидел – город, хоть и небольшой, но богатый историческими достопримечательностями. Во второй раз побывал в двух из них – мемориале Отряда белых тигров («Бяккотай») и в замке Цуруга.
Мемориал Отряда Бяккотай (白虎隊) расположен на высоком холме, откуда виден весь город. Напомню, состоявший из 15-17 летних мальчишек резервный отряд войск сторонников сёгунатской власти в ходе гражданской войны Босин, находился в один день 1868 года вот на этом же холме. Где-то над замком – цитаделью оборонявшихся сторонников сёгуната – поднялся дым, и молодые защитники, увидев его, посчитали, что это горит замок Цуруга, и что война тем самым проиграна. На самом деле дым был вызнан чем-то другим, но члены Отряда белых тигров об этом так и не узнали – два десятка юношей совершили в отчаянии сэппуку. Война, правда, в итоге была проиграна и победили сторонники императорской власти, что, в общем-то, с точки зрения дальнейшего развития Японии, наверное, хорошо и правильно. Но японцы по праву отдают должное мужеству и верности воинскому делу, которое коллективно проявили в тот день те мальчишки, независимо от того, на чьей стороне воевали, - тем более, что и война была гражданская.
На том холме в АйдзуВакамацу есть музей, скромные могилы с памятными плитами по числу погибших, а также еще один трогательный памятник – он есть на моем снимке – где один из воинов отряда Бяккотай приложил ладонь ко лбу, чтобы, видимо, лучше видеть, что там происходит, у замка Цуруга. Герой этой скульптуры из камня кажется таким юным – совсем почти ребенком.