Придорожная инфраструктура

Япония – страна образцовой, развитой придорожной инфраструктуры, призванной обеспечить в первую очередь безопасную и комфортную езду за рулем для всех водителей и на всей территории страны. С этой целью в Японии создана разветвленная сеть различных придорожных зон обслуживания.

На всех оживленных государственных и некоторых местных (префектуральных) дорогах страны с периодичностью раз в несколько десятков километров имеются так называемые «дорожные станции» («мити-но-эки»). Они представляют собой парковочные пространства от нескольких десятков до примерно сотни автомобилей со служебными зданиями, в которых размещены туалеты, магазины, кафе, в некоторых местах – справочные бюро и туристические центры. «Мити-но-эки» преследуют две цели – во-первых, обеспечить для водителей возможности для короткого отдыха, а во-вторых, предоставить фермерам и другим производителям потребительской продукции в данной местности реализовать свой товар туристам из других регионов страны. Здесь также можно получить карты и туристические буклеты по местным достопримечательностям. В богатых на горячие источники («онсэн») регионах зачастую к дорожным станциям примыкают небольшие бассейны для ножных ванн или даже целые бальнеологические комплексы.

Всего по всей Японии функционирует (на конец 2017 г.) 1134 дорожных станции, в том числе в столичном регионе Канто – 174, на Хоккайдо – 121, на о.Кюсю и о-вах Окинава – 136 и т.д. Дорожные станции объединены в региональную и общеяпонскую ассоциацию.

Магазины, размещенные на территории придорожных зон вдоль государственных шоссе, почти всегда торгуют исключительно местными товарами – пищевыми продуктами и напитками, сувенирами и изделиями народных промыслов, распространенными в данном регионе овощами и фруктами; тем самым делается хорошая реклама местным (порой, малоизвестным в Японии) ремеслам и вообще туристическому потенциалу региона или местности. Магазины, кафе и рестораны работают в таких местах, как правило, с 9 до 18 часов, но стоянка и туалеты функционируют круглосуточно, потому часто стоянки на придорожных станциях используются автомобилистами для размещения на всю ночь и ночевку в собственных машинах (или прицепах-караванах). Такой способ ночевки абсолютно безопасен в Японии.

Что касается платных скоростных дорог, то здесь придорожная инфраструктура еще более развита и делится на три основные категории – 1) SA (service area) – сервисные зоны; 2) PA (parking area) – парковочные зоны; 3) Highway Oasis («Хайвэй Оасис»).

SA – полноценные многофункциональные зоны обслуживания проезжающих автомобилистов, а также туристов, перемещающихся на туристических автобусах. Крупнейшие из них, в частности, те, что расположены вдоль самой оживленной платной дороги страны – Томэй, превратились в огромные торговые комплексы, куда заезжают не просто отдохнуть, но и за покупками.

Изначальная же концепция таких зон – дать возможность водителям воспользоваться туалетом, размяться и – что бывает особенно важно на качественных и монотонных дорогах Японии – развеять дремотное состояние. Первая сервисная зона – Оцу – появилась на платных дорогах страны еще в 1963 г. Крупнейшие зоны, такие как Эбина на вышеупомянутой дороге Томэй, включают в себя просторные ресторанные комплексы, супермаркеты, кафе быстрого питания. Алкоголь к продаже запрещен. На удалении размещены зоны для курения, выгула собак, заправочные станции. Стояночное пространство четко делится на несколько зон, в том числе (большая часть) – для легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, мотоциклов. Установлены точки для зарядки электромобилей. Водители грузовиков часто используют пространство SA для ночевок. Стоянки сами по себе бесплатные, но платными являются дороги, вдоль которых они расположены.

Особое внимание в таких местах привлекают туалеты. Вместительные, чистые и многофункциональные (включая места для инвалидов), они способны принимать одновременно несколько десятков пользователей. В туалетах на видных местах размещают важную наглядную информацию о правилах дорожного движения и о последних ДТП; особое внимание обращают на опасность появления сонливости за рулем. Рядом с туалетами – вместительные баки для сбора мусора, рассортированные по видам мусора. SA располагаются на скоростных дорогах примерно с интервалом в 50 км (на о.Хоккайдо – с большим интервалом).

Парковочная зона – упрощенная форма сервисной зоны, где помимо парковки имеются туалеты, зона курения и автоматы по продаже разнообразных напитков. «Оазисы» же, напротив, включают в себя зоны развлечений, например, колесо обозрения (как, к примеру, «Авадзи» на одноименном острове, по пути с о.Хонсю на о.Сикоку). Распространенное хобби японцев – «стамп ралли» - коллекционировать оттиски печатей с каждой зоны, штампуя специальные карты; есть те, кто проехал все зоны и может подтвердить это коллекцией печатей.

Всего в Японии насчитывается 873 зоны придорожного обслуживания на платных дорогах (на март 2018 г.). Управляет зонами Японская организация NEXCO – акционерное общество «Японские скоростные дороги» через свои региональные компании.