Парковки

Высокая плотность населения, большое количество автомобилей, большая ценность каждого участка свободной земли и высокая цена на землю – все эти факторы послужили причинами формирования в Японии развитой системы платных автомобильных парковок.

В Японии практически во всех населенных повсеместно запрещены парковки вдоль дорог, вне разрешенных мест, на обочинах (обочины как таковые практически отсутствуют). Парковаться можно (и принято в обществе) лишь в специально отведенных для этого местах. В свою очередь в городах практически нет бесплатных парковочных пространств; они имеются лишь в малонаселенных зонах и на немногочисленных открытых природных пространствах. Соответственно, парковки давно превратились в крупную самостоятельную отрасль бизнеса, высокая культура парковок – в часть национальной культуры, а расходы на парковку – в существенную часть расходов японских автолюбителей.

С организационной точки зрения автомобильные парковки в городах можно разделить на три большие группы. Первая – контрактные парковки; клиенты арендуют парковочное пространство на специально выделенных для этого участках земли между жилой застройкой; стоимость от нескольких тысяч до двух-трех десятков тысяч иен в месяц. Каждое место здесь принадлежит определенному лицу на срок контракта; парковаться остальным запрещено, даже если место в данный момент свободно.

Вторая – почасовые парковки, где может на непродолжительное время припарковаться любой желающий. Плата здесь высока – от 100 иен за час (в небольших городах и в не самых популярных зонах) до 400 иен за 15-20 минут в местах с самой высокой стоимостью земли (например, в районе Гиндза, Сибуя, Синдзюку в Токио). На отдельных парковках имеется верхний лимит оплаты (например, 2400 иен в сутки), но кое-где его нет, и можно заплатить за пару часов парковки в центре Токио несколько десятков долларов.

Управляют такими парковками частные компании, в том числе есть крупные сетевые агрегаторы, такие как, например, сети «Таймс», «Мицуи Рипарк» и др. Оплату производят наличными при выезде на терминалах. «Обойти» платные парковки в крупных городах практически невозможно. Неправильная парковка – второе после езды в состоянии алкогольного опьянения нарушение с точки зрения жесткости мер полиции. Штрафы очень велики; водителю начисляют и штрафные баллы; при превышении определенного количества баллов аннулируются права и т.д.

Таким образом, все владельцы автомашин в городах имеют контракт на стабильное парковочное место вблизи дома (парковать длительное время на почасовых парковках – разорительно). Более того, в крупных городах новый автомобиль в салоне не продадут, если покупатель не покажет продавцу контракт на обладание парковочным местом, расположенном в определенном, ближнем радиусе от места жительства. Иметь машину в Токио – дорогое удовольствие.

Обладатели собственного частного жилья, даже в крупных городах, как правило, обустраивают рядом с домом одно-два парковочных места. Если речь идет о жилой зоне самых дорогих городов, то машины при парковке виртуозно «вписываются» в рамках крайне ограниченного (домом, забором, оградой, проезжей зоной) пространства.

Наконец, третья категория парковок – автостоянки при торговых центрах, больницах, музеях, ресторанах, других социальных или торговых объектов. На них можно заехать в принципе свободно (шлагбаумов или охранников в униформе – нет). В японском обществе не принято пользоваться такими парковками вне прямой необходимости и связи непосредственно с заведением. Иначе говоря, бросить машину на парковке у почты и пойти в расположенный недалеко собственный дом – не принято.

Время нахождения автомобиля на таких стоянках также ограничивается «разумно необходимым» для совершения покупок (обеда и т.п.) временем. То же касается парковок у «комбини» - магазинов круглосуточной торговли. Там, где парковки имеются, администрация магазинов просит не парковать машину более, чем на 20 минут (примерное время покупок), и клиенты выполняют эту просьбу безо всяких принудительных мер.

В таких местах парковка либо бесплатная, либо (если само заведение находится в зоне с дорогой землей), плата есть, но при наличии покупок в заведении (скажем, от 2000 иен и выше), парковка становится бесплатной. Также имеются парковки на территории предприятий – для работников, и туда разрешен въезд только по пропускам.

Несмотря на кажущуюся перенаселенность и высокую насыщенность автомобилями, в Японии повсеместно почти всегда можно найти свободное место на парковке в том месте, где желаешь, - только надо платить деньги. Объявления «манся» («все места заняты») можно увидеть лишь в самых популярных туристических местах, только в выходные дни и при хорошей погоде. Но даже в таких случаях (а также при проведении массовых мероприятий, как, например, концерт) администрация оборудует временные парковки вблизи места проведения мероприятия, используя для этого, например, футбольные поля при школах и т.п. На работу вызываются пожилые волонтеры, которые, применяя регулировочные жезлы, рацию, умело и оперативно направляют прибывающие машины на свободные места, минимизируя холостые перемещения автомобилей в поисках свободных мест. Если такая временная парковка удалена от места проведения мероприятия, организуется бесплатные шаттлы.

С технической точки зрения, парковки в Японии бывают наземные (традиционные), многоярусные с самостоятельным перемещением автомобилей (многоэтажные парковочные комплексы) и вертикальные с автономной транспортировкой сданного автомобиля до парковочной ячейки (водитель и пассажиры покидают автомобиль, он становится на конвейерную ленту и автоматически увозится в определенную ячейку на время пользования). Машины в таких местах «висят» в несколько уровней – одна над другой. Такие же или подобные технические системы можно увидеть часто в организуемых при жилых комплексах (высокого класса) собственных парковках. Всё это говорит о высоком умении японцев максимально использовать каждый свободный метр дорогой площади.

На открытых парковках часто используется система блокировки автомашины (подпирающий машину снизу под рамой металлический блокиратор), которая снимается автоматически при подтверждении факта оплаты через расположенный рядом терминал – достаточно ввести номер парковочного места и опустить в приемник требуемую сумму. В других местах используются традиционные шлагбаумы. Машины паркуют в Японии почти всегда задним ходом и ровно вдоль прочерченного парковочного периметра.