Утренние рынки

Рынки как таковые не являются особенностью организации торговли именно в Японии, в японском языке более принято название «утренние рынки («асаити»;朝市); и на практике рынки в Японии (там, где они остались) работают главным образом лишь в утренние часы – как правило, с раннего утра до 10-12 часов.

Исторически рынки как место осуществления торговой деятельности не были в Японии распространены столь же широко, как, например, в европейский странах или государствах Ближнего и Среднего Востока, особенно в средние века. Во многом это определено ограниченностью земли и свободных площадей вообще в Японии и в зонах городской застройки, в частности. Также имели место особенности традиционной городской застройки и отсутствие такого понятия, как центральная, рыночная площадь.

Японии более свойственна иная организация традиционной торговли, а именно – мелкие магазины, лавки, размещенные одна за одной на длинной узкой улочке города или поселка, где второй этаж представляет собой жилье хозяев. Во второй половине 20-го века они часто объединялись в кооперативы и осуществляли совместное финансирование, например, сооружения общей крыши или освещения, рекламной деятельности. В 21-ом веке и эта форма торговли постепенно затухает, уступая место крупным торговым центрам и шоппинг-молам, расположенным на выезде из населенных пунктов.

Утренние рынки сохранены далеко не во всех городах Японии, и там, где они есть, представляют собой скорее не место осуществления коммерческой деятельности с целью получения дохода, а пространство для общения между местными жителями – продавцами и покупателями – и туристами. Рынки – не столько торговая площадка, сколько объект туризма, территория коммуникаций.

Ассортимент, предлагаемый к продаже, - это, как правило, местные несложные продовольственные и непродовольственные товары. Пищевая продукция – в основном та, что не портится (холодильного оборудования на рынке чаще всего не бывает), потому рыба и морепродукты продаются в ограниченном объеме, лишь на тех «асаити», что расположены вблизи рыбных портов на морском побережье, и в течение очень ограниченного промежутка времени – с раннего утра, когда на рынки поступает свежий улов, в течение 2-3-х часов (об исключениях и региональных особенностях см. ниже). Мясо, молочные продукты на рынках не продаются.

Вдали от моря ассортимент рынков представлен в основном недорогой свежей овощной продукцией (огурцы, перец, дайкон, редис, зелень, бобовые, пищевые травы, некоторые виды грибов), сушеными овощами, овощными и ягодными консервами, изделиями местных народных промыслов, простыми сувенирами.

Продукция очень дешева, один предмет стоит 100-300 иен; редко, когда единичная покупка выходит за пределы 1000 иен. Цены указаны на ценнике, торговаться не принято. Продавцы – местные жители, как правило, пожилые люди, много женщин; продают главным образом выращенное на собственных небольших сельскохозяйственных угодьях. Среди покупателей много туристов или гостей расположенных вблизи онсэн-отелей, которые делают покупки в основном ради развлечения, а не ради того, чтобы обеспечить обеденный стол. Продавцы – как правило, радушные люди и охотно делятся с покупателями местными новостями, а любому приезжему могут объяснить дорогу или предоставить туристическую информацию.

Японские рынки совсем небольшие по площади; так, утренний рынок Миягава в исторической части города Такаяма (преф.Гифу) занимает участок 100-200 метров вдоль реки. Как только рынок заканчивает работу, временные торговые конструкции (столы и навесы) быстро убираются, и пространство превращается в обычную улицу.

В старину рынки в данной местности часто работали лишь какой-то определенный день, например, по 4-м, 5-м, 8-м числам месяца (то есть, 4, 14, 24 числа каждого месяца и т.д.). Отсюда – происхождение некоторых географических названий в Японии, например, Ёккаити – (преф.Миэ) буквально, «рынок по четвертым дням».

С экономической точки зрения значение утренних рынков крайне мало, но с точки зрения туризма и сохранения национальных традиций они имеют большое значение, а некоторые рынки широко известны на всю страну и представляют собой важные местные туристические достопримечательности. Это, например, рынки в Вадзима (полуостров Ното, преф.Исикава), рынок Муцуминато (г.Хатинохэ, преф.Аомори), рынок в Мисаки (п-ов Миура, преф.Канагава). В частности, рынок в г.Вадзима славится продажей традиционных местных изделий из лака «Вадзима-нури» (предметы посуды, домашнего обихода, сувенирная продукция, главным образом черного и красного цветов).

Отдельную категорию представляют собой рыбные рынки. Помимо всемирно известного главного оптового рынка страны – Цукидзи (ныне – Тоёсу, Токио), почти в каждом относительно крупном приморском городе Японии имеются розничные рыбные рынки. Особенно богаты рыбные рынки на Хоккайдо (рыба в северных регионах страны считается особенно вкусной). Можно выделить городские рынки морепродуктов в хоккайдосских городах Отару, Кусиро, а также столице губернаторства г.Саппоро. В Саппоро, хотя город и не имеет прямого выхода к морю, есть ряд известных оптово-розничных рынков.

Рыбные рынки на Хоккайдо обладают более развитой инфраструктурой, чем обычные «асаити»: расположены, как правило, под крышей (что в условиях климата Хоккайдо представляется необходимым), имеют холодильное оборудование, работают до вечера и более похожи на комфортабельный торговый центр, нежели на традиционный рынок (хотя и в этом случае арендаторами торгового места являются разрозненные частные торговцы-предприниматели). На Хоккайдо для этого имеется и объективно больше площадей.

На рыбных рынках в любом регионе Японии обязательно есть столовая, где готовят несложные блюда из свежих морепродуктов; обязательно в меню присутствуют разнообразные сасими – кусочки свежей сырой деликатесной рыбы с соевым соусом и хреном васаби. Также на крупных рынках имеются пункты приема заказов на экспресс-отправку купленной рыбы. Операторами являются крупнейшие японские частные агентства экспресс почты. Множество покупателей не уносят с собой покупки, а сразу заказывают отправку себе домой или (если в подарок) по другому адресу, что существенно снижает хлопоты. Морепродукты доставляют в специальной холодильной упаковке и в высшей степени оперативно – практически в течение суток до любой точки страны.