Эссе #5

Фото 16 «Станция Токио» в «МэйдзиМура»

Прекрасным продолжением знакомства с промышленным потенциалом префектуры Айти может стать посещение тема-парка «МэйдзиМура»(明治村) - «Деревни эпохи Мэйдзи» (1868-1912 гг.), расположенного в нескольких десятках километров к северу от Нагоя. Как известно, именно в эпоху Мэйдзи, во второй половине 19-го века были проведены фундаментальные реформы в политике, экономике и социальной сфере, в результате которых страна стала развиваться по капиталистическому пути. Нахождение «Деревни Мэйдзи» именно в Айти – думается, неспроста: именно Айти стала одним из лидеров экономического, промышленного развития страны. Впрочем, гуляя по «МэйдзиМура» меньше всего думаешь о политике – это прекрасное место для отдыха на целый день.


Фото 17 Там же – здание префектуральной администрации

Тема-парк представляет собой большую территорию (пешком не обойти), на которой разбросаны различные здания, относящиеся к эпохе Мэйдзи. Часть из них были перенесены сюда из различных регионов страны и воссозданы на месте заново; часть представляют собой копии. По сути дела, это – «срез» своего времени, передающий, помимо архитектурных традиций, еще и особенности быта и отношений в японском обществе второй половины 19-го – начала 20-го веков. Здания, собранные здесь, функционально абсолютно различны: жилые дома состоятельных граждан, наиболее красивые и запоминающиеся административные здания, - такие как здание администрации префектуры Миэ, католические храмы, гостиницы (например, старое здание знаменитой гостиницы «Тэйкоку» («Империал») в Токио), почты, больницы, казармы, тюрьмы (например, на одном из снимков – тюремные ворота) – чего здесь только нет! Внутри почти каждого здания созданы музейные экспозиции, в некоторых случаях, с постановкой соответствующего звукового оформления, чтобы лучше передать атмосферу того времени. Повсюду «стоят», «сидят», «разговаривают» восковые фигуры – современники эпохи Мэйдзи. Конечно, выставлены и интересные документы той эпохи, коллекции одежды, повторяющей во многом европейскую моду того периода (до второй половины 19-го века европейскую одежду в Японии не носили).


Фото 18 Тюремные ворота

Многие экспонаты передают путь технического прогресса в Японии, как например, развитие телефонной связи; на соответствующем снимке можно увидеть, к примеру, оборудование, которое устанавливали на первых телефонных подстанциях. Или же, в другом месте воссоздано здание редакции региональной газеты, где представлено типографское оборудование той эпохи. Помимо знаний о Японии в таких местах можно получить и много ценной универсальной информации, в данном случае – о техническом прогрессе того времени.


Фото 19 Оборудование телефонной станции

Отдельная тема – транспортные средства. В ту эпоху в Японии, как, впрочем, и во многих других странах, стал развиваться железнодорожный и городской транспорт. В «МэйдзиМура» можно не просто посмотреть, но и прокатиться на стилизованном под начало 20-го века миниатюрном поезде с настоящим паровозом, трамвае и автобусе. Более того, как я писал, «деревня» очень большая по территории, расположена на холмах, и пройти ее всю пешком просто невозможно, потому транспортные средства здесь как нельзя более функциональны.


Фото 20 Трамвай эпохи Мэйдзи

Знающим японский язык особенно запомнятся информационные указатели в «МэйдзиМура» - они написаны справа налево, и часто вместо иероглифов используется хирагана – как в надписи «Станция Токио» (на первом снимке, относящемся к «МэйдзиМура»); так сегодня уже не пишут, и потому, войдя в «деревню», уже сразу, начиная с информационных указателей, погружаешься в атмосферу того времени.


Фото 21 Старый паровоз

Есть здесь также следующие здания: маяк, чайный домик, «дом иностранца», филиал регионального банка, паровозное депо, стекольная фабрика, библиотека, суд, театр, парикмахерская и тому подобное – не счесть. Еще раз подчеркну: ценность этого тема-парка, помимо своего развлекательного «элемента» состоит и в том, что все эти здания были либо свезены сюда из разных уголков Японии и поставлены заново, либо были выполнены копии конкретных, существовавших сооружений.