Эссе #24

Фото 90 Спасательный круг судна «ОгасавараМару»

То, о чем намерен написать ниже, стоило бы назвать «совсем другой Токио». Такого «Токио» не знает и огромная часть граждан самой Японии, потому что добраться до этого уголка столицы совсем не просто. Приглашая в поездку на архипелаг Огасавара(小笠原諸島), японские туристические агентства постоянно упоминают, что «такого Токио вы не знаете». На самом деле, ступая не землю этих удаленных на тысячу километров от «настоящего» Токио островов после 25-часовой поездки на корабле, не верится, что вот это – «всё еще» Токио. Но это, действительно, так – архипелаг Огасавара, как и описанные ранее удаленные острова ХатиДзёДзима, Оосима и другие острова к югу от Токийского залива, приписаны административно к столице; на номерах машин написано «Синагава» и телевидение вещает в токийской сетке.


Фото 91 Каюта 2-го класса того же судна

Поездка на Огасавара не сравнима ни с каким другим путешествием по Японии с точки зрения сложности подготовки, но временные и организационные затраты того стоят – Огасавара – райский уголок и совсем другая, непривычная для самих японцев, Япония.


Фото 92 Закат посереди Тихого океана

Путь туда не менее интересен, чем само пребывание, и начну с него. На архипелаге нет аэропортов, кроме вертолетных площадок Сил самообороны, и единственный путь туда – по морю. Судно «ОгасаваруМару»(小笠原丸) (см. спасательный круг на борту этого судна на фото 90) – единственное транспортное средство, связывающее острова с «большой землей»; курсирует между портом Токио (причал Такэсиба) и островом ТитиДзима с интервалом один раз примерно в 6 дней. Поездка занимает 25 с половиной часов, что делает этот участок самым продолжительным гражданским маршрутом по всей Японии. Корабль идет строго на юг, и порт острова ТитиДзима находится на расстоянии 1007 км от токийского порта.


Фото 93 Корабль входит в бухту острова ТитиДзима

Я плыл 2-ым классом, где каюта напоминает купе вагона 2-го класса в российских железнодорожных вагонах, но с одним приятным исключением – шторки, отгораживающие пассажира от общего пространства. Каюты первого класса похожи на хороший номер в гостинице, а третий класс, напротив, представляет собой огромное помещение, напоминающее спортивный зал в школе, где пассажиры спят в одежде прямо на татами, прикрывшись одинаковыми одеялами. Имеются душевые, столовая, кафе, видеозал, но не более того – роскоши особой не заметил. Это не круиз по Карибскому морю.


Фото 94 «ОгасавараМару» ожидает отправки в обратный рейс в Токио

Время, вопреки опасениям, летит быстро: на борту есть чем занять себя, но большинство пассажиров, конечно же, много время проводят в первую очередь на верхней палубе в созерцании. До поры до времени – пока «ОгасавараМару» плывет по Токийскому заливу и с обеих сторон видны берега – на палубе собираются почти все. Самый интересный момент в эти часы – это, наверное, зрелище поднимающихся прямо над головами самолетов – токийский аэропорт Ханэда, как известно, расположен на намытом острове прямо в заливе. Через 3-4 часа корабль выходит из залива, и заметно сильнее становятся волны. Следующий раз земля покажется на горизонте лишь через 20 часов, и наплыв пассажиров на палубах будет наблюдаться еще трижды – во время заката, восхода солнца и тогда, когда на горизонте покажется остров ТитиДзима. В полдень на следующий день «ОгасавараМару» входит в портовую бухту Титидзима.