Эссе #1

Фото 1 Ёсиногари – исторический тема-парк эпохи Яёи

Сегодня мы вновь переместимся на третий по величине остров японского архипелага Кюсю. Этот остров имеет яркую природу и богатую историю. Административно Кюсю состоит из 7 частей – префектур Фукуока, Кумамото, Сага, Миядзаки, Кагосима, Ойта и Нагасаки, и сегодня я хотел бы рассказать о своих впечатлениях от поездки в самую маленькую из них – префектуру Сага.

Сага расположена на северо-западе о. Кюсю, между Фукуока и Нагасаки. Фукуока – экономический центр Кюсю, один из промышленных центров Японии. Нагасаки – город с богатейшей историей, один из центров проникновения западной культуры в Японию. «Зажатой» между ними Сага, наверное, трудно найти было свою индивидуальную нишу в истории и культуре страны. Кроме того, Сага сама по себе очень небольшой регион, но свои достопримечательности и здесь есть.


Фото 2 Там же, типичной жилище того времени

Дорога, связывающая Фукуока и Нагасаки, сыграла большую историческую роль в развитии северо-запада о. Кюсю. Вокруг нее формировались очаги хозяйственной деятельности, культуры и религии, именно поэтому в Сага довольно много ярких, запоминающихся храмов, об одном из которых я рассказу далее. С точки зрения природы и географии важной особенностью Сага является то, что префектура имеет выход к морю с двух сторон – с севера-запада, где берега Сага омывает пролив Цусима, и с юга, где находится примечательный залив Ариакэ Кай.

Подробный рассказ о Сага начнем с Ёсиногари(吉野ヶ里) – исторического парка эпохи Яёи. В этом месте в конце 80-х годов 20-го века японские ученые сделали важные археологические открытия, связанные с бытом и культурой японцев в период около 200-100 лет до нашей эры. Помимо традиционных украшений, изделий из меди, предметов быта и оружия, были найдены уникальные амфоры высотой примерно 1-1.5 м, в которые в те времена укладывали тела умерших и хоронили, закрывая амфоры крышками и закапывая их в горизонтальном положении. Как часто бывает при раскопках, рядом с телами умерших археологи нашли ценные предметы, в том числе украшения, которые затем заняли место в музейной экспозиции.


Фото 3 Там же – вертикальная амфора для захоронения

Эти захоронения и остатки амфор, частично сохранившиеся, частично восстановленные, а частично дополненные современными копиями, можно увидеть в музее Йосиногари. В начале 90-х годов, после публикаций в японской прессе об этих открытиях (по одной из версий, именно здесь был центр развития так называемого царства Яматаи), в Сага случился туристический бум. Тогда же был основан этот исторический парк как место познавательного отдыха. Сейчас амфоры и другие исторические ценности выставлены как экспонаты отдельного музея, а вся остальная территория парка – это построенная специально экспозиция, воссоздающая внешний вид и атмосферу типичной деревни эпохи Яёи. Частично эту атмосферу можно ощутить по снимкам.

Предки современных японцев две тысячи с лишним лет назад жили вот в таких небольших домах, состоящих из одной «комнаты». Некоторые из этих домов представляли собой нечто вроде «избушек на курьих ножках» (установленные на деревянных сваях), некоторые – наоборот – похожи на землянки. Циновки, нехитрые орудия труда, предметы быта, сделанные в основном из глины, очаг в центре помещения.


Фото 4 Там же

Одежды на людях (а в каждой избушке «сидят» восковые фигуры) – в основном, белого цвета; просторные рубахи, чем-то напоминающие даже наряды древних славян. Штанины перевязаны веревочками около колен. Длинные волосы по бокам сплетены в две узкие косицы. Так же изображают иногда синтоистских божеств: боги синто – такие же, как обычные люди, - рождаются, женятся, разводятся, рожают детей, умирают. Внутреннее же «убранство» домов, напротив, напомнило мне экспозицию этнографического музея в Салехарде, где представлен быт жителей тундры – если исключить оленьи шкуры, которых не было в Японии, своим аскетизмом эти жилища похожи друг на друга.

В Японии в эпоху Яёи еще не было буддизма (он пришел в страну примерно в 6-ом веке нашей эры), и единственной религией был синтоизм. Напомню, синто – «путь богов», является, да простят меня специалисты за вольную трактовку религии, верованием не в одного бога, а во множество божеств, и тем, на мой взгляд, очень напоминает язычество.


Фото 5 Там же

Подробнее об этом есть смысл написать, наверное, тогда, когда речь зайдет о какой-либо из синтоистских святынь Японии, например, о храме Исэ Дзингу (преф.Миэ) или Идзумо Тайся (преф.Симанэ); сейчас же я скажу лишь то, что увиденные мной в Ёсиногари обряды синтоизма очень напомнили мне языческие обряды, которые я видел ранее, к примеру, в российских регионах, в частности, в Республике Мари Эл. Те же веточки деревьев, которые вешают у входа в дом, те же тесемки из белой ткани, которые прикрепляют к этим веткам; похожи и одежды священнослужителей. В историческом парке специально воспроизводятся воссозданные историками и записанные актерами диалоги священнослужителей и простых людей, обращения к божествам – так, как они могли звучать две с лишним тысячи лет назад.

Ёсиногари – вне всякого сомнения, одно из главных мест, что стоит посмотреть в Сага и вообще на Кюсю.