Эссе #1


Фото 1 В храме Исэ Дзингу

…Оказывается, местными туристическими достопримечательностями, или – говоря с большим пафосом – историческим наследием могут быть не только здания и сооружения, не только уникальные природные или рукотворные памятники, но и звуки.

Читая один из туристических буклетов о префектуре Миэ, обнаружил интересную информацию: помимо традиционных для любого региона понятий, как «цветок префектуры», «птица префектура», «блюдо префектуры», «дерево префектуры» и др., в Миэ есть «традиционные звуки префектуры». В буклете описывались несколько звуков, которые устойчиво ассоциируются у японцев с Миэ, и я остановлюсь на двух: первый – звук шуршащей гальки под ногами по дороге от моста через реку Исудзу к главным святыням Храма Исэ Дзингу (Найку), второй – звук, точнее, свист, раздающийся при выдохе ныряльщицами «ама» после погружения в воду. Исэ Дзингу, ама, и, в определенный степени связанный с трудом последних, жемчуг – вот три ключевых слова, описывающие, на мой взгляд, основной туристический потенциал Миэ.


Фото 2 Там же

Префектура Миэ расположена хоть и на магистральном пути из Нагоя в Осака, тем не менее, не столь известна иностранным туристам, а жаль, потому что хотя бы только те достопримечательности, что связаны с упомянутыми выше ключевыми словами, - уже это представляет собой уникальный туристический клад.

Храм Исэ Дзингу(伊勢神宮) - одна из главных (многие считают – главная) синтоистская святыня Японии; для меня лично – вне всякого сомнения, самый… не то, чтобы любимый (слово неподходящее), самый влекущий, манящий, чарующий храм Японии. Если составлю когда-нибудь «первую десятку» мест «моей Японии», Исэ Дзингу точно попадет туда. Трижды был я там – в жарком, «липком» июле, зябком феврале, потом вновь летом (в начале сентября), и хочется еще.


Фото 3 Там же

Меня, считавшего себя прагматичным, в общем, человеком, который слабо верил в «энергетику» предметов и понятий, в чудодейственное влияние храмов (больше любил наслаждаться зримой красотой храмов любых религий), так вот меня там «пробирает» так, что холодок вдоль позвоночника идет. Если будете там, попробуйте погулять неспешно по длинным аллеям между пятисотлетних криптомерий, от одной кумирни к другой, почувствуйте – без иронии говорю – колоссальную (меня – растопила!) энергетику этих мест.

При том – интересно заметить – в Исэ Дзингу нет ни одного украшения (они вообще не приняты в синтоизме – в отличие от буддизма; кое-где все же есть, но в Исэ – ни единого), ни одного яркого архитектурного элемента (их и быть не может – комплекс перестраивается раз в двадцать лет – почти как деревянная дача в Подмосковье); нет и ярких горных и морских пейзажей поблизости, ничего такого, красивого в отдельности, здесь нет. Исэ Дзингу манит не красотой, а сильнейшей внутренней энергией и исторической памятью на «стыке» живой истории и мифов (хотя, кто знает точно, где кончается первое и где начинается второе?). Более того, в главное святилище простым посетителям вход запрещен – туда можно входить лишь членам Императорской семьи – прямым наследникам богини Аматэрасу Оомиками – прародительнице японской нации (вот он – стык «живой реальности» и «мифов»!).


Фото 4 Там же


Представляете! Входить нельзя, фотографировать внутри храмов нельзя, материальной старины никакой нет, пейзажей нет, кедровых лесов таких в Японии – тысячи, а поток паломников со всей страны не иссякает никогда, притом столетиями. Исэ Дзингу – храм, ценный не внешней, а внутренней красотой. Пишу в серии «Яманаси» о горе Фудзи: «Фудзи – идеальная гора (по форме)». Так же осмелюсь написать о Дзингу – «Исэ Дзингу – идеальный японский храм (по содержанию)». Он привлекает не внешними, видимыми атрибутами (их нет), а только внутренней силой.