Эссе #2

Фото 5 В Исэ Дзингу – Найку

Исэ Дзингу состоит из двух удаленных друг от друга на несколько километров храмовых комплексов – Найку и Гэку.

О Найку(内宮). Главное, «внутреннее» святилище - «Найку» - посвящено богине Аматэрасу. Начинается всё с того, что посетители, паломники переходят мост УдзиБаси(宇治橋) и, пройдя через тории (в Исэ их не красят в традиционный красный цвет), шагают далее вглубь территории Найку по упомянутой выше дороге, покрытой галькой. По пути подходят к реке, омывают руки, лицо. Омовение рук и лица в чистой воде священной реки Исудзу(五十鈴川) - прекрасная традиция, важная часть ритуала паломничества в Найку. Место, где каменная дорожка подводит к берегу реки, называется «митараси»(御手洗場).


Фото 6 Там же

Люди идут по левой и правой сторонам разделенной на три полосы пешеходной дороги. Идут по гальке, и как раз этот звук шуршащей под людскими ногами гальки в храме Исэ Дзингу относится, как я писал, к важнейшим нематериальным культурным достопримечательностям префектуры Миэ. Действительно, очень приятный, настраивающий на умиротворение и погружение в атмосферу синтоизма звук.

А по центральной «полосе» люди не идут. Внешне кажется, что она свободна. Центральная полоса дороги храма Исэ Дзингу, идущей вдоль священной реки Исудзу, - не для людей. Она – для богов, «ками»; именно они, синтоистские боги, идут «по своей полосе» параллельно людскому потоку, где-то между нами; идут, наверное, туда же, к главному святилищу, что огорожено несколькими высокими заборами.


Фото 7 Одна из древних криптомерий, там же

На большой, покрытой высокими криптомериями территории, разбросаны отдельные строения Найку. Леса, как и птицы, и животные, здесь обитающие, считаются священными и, конечно же, защищаются как государством, так и посетителями. Типичная архитектура классического элемента синтоистского храма представлена на фото 8 – как я уже писал, в своей «простейшей версии» они похожи на «избушки на курьих ножках». От времени (впрочем, не более 20 лет) в очень влажном лесу дерево покрывается мхом. Этот снимок был сделан в 2011 г., за 2 года до перестройки Исэ Дзингу. Последние «ремонты» состоялись в 1993 г. и в 2013 г. – еще раз отмечу, один раз в 20 лет все строения храма строят заново на новых местах, но в непосредственной близости к старым. Мне посчастливилось побывать и тогда, когда новый храм был только что открыт после перестройки 2013 г., а старый – еще не снесен. Новое и старое дерево сильно контрастируют между собой, но с точки зрения архитектуры, внешнего вида новый и старый храм показались мне абсолютными копиями.


Фото 8 Там же

Чуть более нарядно, но все равно, «по-спартански», выглядит Сайкан(斎館)- место, где синтоистские священнослужители «самоочищаются» перед любой проводимой ими церемонии в храме. По пути к центру храма вы пройдете мимо здания КагураДэн(神楽殿) - место, где «боги развлекали себя»; в наши дни здесь проводятся представления «гагаку» - традиционной японской «придворной» музыки (см.также «Киото»).

Наконец, в конце примерно километрового пути от моста УдзиБаси вы выходите к основному строению храма Исэ Дзингу – Найку – Главному храму Сёдэн(正殿). Как я упоминал, внутрь имеет право входить только Император Японии и члены его семьи (а также, думается, некоторые священнослужители). Более того, издалека начинаются предупреждения о запрете фотосъемки. Даже если бы снимать можно было бы, вряд ли Сёдэн был бы виден – он окружен 4-мя высокими заборами. Можно увидеть фрагмент входа (внутренние тории, забор, лестница). Высокому человеку еще можно увидеть фрагмент крыши Сёдэн – характерные для синтоизма скрещивающиеся под прямым углом в верхней точке крыши доски – «тиги», следующие за ними, параллельно лежащие на скате крыши, немного выпирающие над ее «хребтом» бревна «кацуоги». Еще пара-тройка деталей. Вновь подчеркну – никакой фантастической красоты нет (за красотой синтоистских храмов лучше ехать в Никко).


Фото 9 Дорога от моста УдзиБаси к храму

В основной храмовой постройке Сёдэн собраны некоторые национальные сокровища и священные для синтоизма предметы, такие как «священное зеркало Ята-но-Кагами». Естественно, я туда не входил. Что происходит внутри, когда там бывает Император, не знаю; это очевидно ведомо только самому Императору и Богине Аматэрасу, которая, наверное, находится (если можно так сказать о ками) где-то там, за этими высокими четырьмя заборами.


Фото 10 Священная река Исудзу

Как я писал, видно было, что часть построек – новые (возникли после перестройки храма в 2013 г.), часть – старые (снято до перестройки). Перестройка храма – грандиозный процесс, и технологический, и религиозный. В нем участвуют тысячи людей, начиная с важнейшего этапа - заготовки леса. Участвовать в перестройке Дзингу – большая честь. Владелец небольшого местного кафе неподалеку от храма, накормив нас, потом с гордостью показывал развешанные на стенах фотографии, где вот он, в толпе одетых в одинаковые белые одежды местных жителей тащит огромное бревно, которое станет затем частью нового святилища.