Эссе #11

Фото 45 Бывшие военные склады у порта Майдзуру

…Между тем, Майдзуру – и сегодня один из действующих военно-морских портов Японии. Военный порт Майдзуру был основан в начале 20-го века и был в то время четвертым в стране и первым на Японском море военным портом.

База флота Сил самообороны Японии и сегодня имеется в Майдзуру. Конечно, это не Владивосток и не Петропавловск-Камчатский по своим масштабам, но я, например, не видел более крупных военных объектов в Японии.


Фото 46 Там же

Как известно, вооруженные силы Японии называются Силами самообороны; в соответствии с послевоенной Конституцией страны Япония не имеет наступательной военной доктрины. Силы самообороны достаточно ограничены по численности, хотя с точки зрения технической оснащенности являются одними из лучших в мире. Людей в военной форме на улицах японских городов я не видел практически ни разу.

Военные базы некрупные, их немного, и они не бросаются в глаза (американские базы в той же Японии более заметны). Силы самообороны Японии, их действия для решения определенных проблем, в последние годы дважды становились важными темами в обществе: когда Япония посылала свои войска в горячие точки в составе сил ООН и после 11 марта 2011 года, когда военные принимали самое активное участие в ликвидации последствий Великого землетрясения в регионе Тохоку.


Фото 47 В музее красного кирпича

Со времени основания порта в центральной части Восточного Майдзуру, у военных причалов сохранилась интересный комплекс из пяти зданий – бывшие военные склады из красного кирпича(赤レンガ倉庫群). Ранее в них размещались склады боеприпасов, военной техники и имущества, а сегодня группа из пяти длинных красных зданий барачного типа превратилась в культурно-развлекательный центр. Напомню, подобные объекты имеются во многих портах Японии, но в Майдзуру это тот редкий случай, когда речь идет о военном происхождении зданий.


Фото 48 Фрагмент бывшей военной железной дороги

В наши дни здесь размещены художественные экспозиции, конференц-залы, городской культурный центр и пр. Самое интересное здесь, пожалуй, - Музей красного кирпича города Майдзуру(舞鶴市立赤レンガ博物館). В нем рассказывается вообще об истории кирпичного строительства в мире, начиная с древних времен, в том числе в Риме, Вавилоне, Древней Греции. Воссозданы образцы, а кое-где даже найдены и привезены оригинальные предметы кирпичных конструкций из разных стран мира. Интересно посмотреть, как в кирпичах отражались различия в культурах людей, живущих в разных частях Земли. Представлены и кирпичи, сделанные на старинных российских кирпичных заводах (фото 47).


Фото 49 Корабль флота Сил самообороны

Значимость Майдзуру в истории военно-морского флота Японии можно понять, побывав в архиве ВМФ – здании бывшего дома морских офицеров(海軍記念館), где ряд экспонатов и материалов свидетельствуют о пребывании и службе в Майдзуру одного из военно-морских героев Японии – легендарном адмирале Того Хэйхатиро (см.«Канагава», «Кагосима»). Того жил 2 года в Майдзуру, и здесь сохранен его дом.


Фото 50 В военном порту Майдзуру

Я сам здесь не встречал, но где-то в этих краях можно найти кафе, где подают традиционные японские флотские блюда – это, конечно, кари-райс, а также «нику-дзяга»(肉じゃが)- тушеное с луком мясо с вареной картошкой – пожалуй, самое близкое по содержанию русской кухне (типа рагу) кулинарное изобретение японцев. С виду – очень «русское» блюдо, но на вкус оказывается весьма «японским» - «родной» японский, чуть сладковатый вкус блюду придает соевый соус, мирин и прочие сугубо японские ингредиенты. Обязанное своим происхождением флоту, нику-дзяга сегодня можно попробовать в Японии повсеместно, в том числе его продают почти во всех «комбини» (магазинах круглосуточной торговли «шаговой доступности») – купленное там достаточно разогреть в микроволновке.


Фото 51 Там же

Сохранены в Майдзуру и многие другие объекты промышленной и военной архитектуры – такие как мосты, возведенные в 19-20 вв. военными, водоводы, кирпичные заводы, верфи, фортификационные сооружения и пр. – то, что строилось вместе с военным портом и для его нужд.

В частности, буквально сквозь холмы и горы «прорезана» была железнодорожная ветка, которая обслуживала военный порт. Сегодня она почти вся разобрана, сохранились лишь поросшие кустарником и травой, заколоченные досками старые узкие тоннели, такие как тот, что на снимке 48.

Чтобы лучше познакомиться с существующим военно-морским флотом Японии, можно совершить морскую прогулку на туристическом катере по бухте Майдзуру. Гиды – пожилые «борантиа» (от слова «волонтёр») – местные жители, в основном мужчины, работают на высоком профессиональном уровне, беспрерывно сыплют цифрами и фактами о кораблях и флоте в целом, рассказывают о каждом судне, что стоит на приколе у Причала Сил самообороны – «ДзиЭйТай Самбаси»(自衛隊桟橋).


Фото 52 Порт Майдзуру защищен от волн открытого моря множеством островов

Самое, пожалуй, главное впечатление от этой экскурсии у меня – это потрясающая (для родившегося в Советском Союзе человека) степень информационной открытости такого объекта, как военный порт. Фотографировать можно абсолютно всё, открыто и не спрашивая ни у кого разрешения! И еще: в ходе экскурсии наш катер в какой-то момент приблизился к берегу, по которому шли два морских офицера в униформе. Как водится у японцев, находившиеся на борту экскурсанты помахали им руками. А те – ответили, так же, с улыбкой, чуть ли не поклоном, и тоже дружественно помахали нам руками! С улыбкой представил себе аналогичную сцену, скажем, в Североморске или Владивостоке. Забавно.