Киото 京都府
Эссе #3
Еще один замечательный природно-архитектурный ансамбль западного Киото – ТэнрюДзи(天龍寺). ТэнРюДзи, или «Храм небесного дракона», был построен в 1339 г. сёгуном Асикага Такаюдзи на месте бывшей императорской виллы, в память об Императоре ГоДайго, погибшем в ходе гражданской войны, по итогам которой клан Асикага и пришел к власти. Сегодня храм принадлежит направлению Риндзай Дзэн-Буддизма.
Пользуясь случаем, для не знающих японский язык читателей отмечу, что если в конце названия храма присутствует «-дзи» или «-тэра»- это буддистский храм; если «-ся» или «-гу», - синтоистский.
Большинство строений храма перестроены после пожара 1864 г., но сад сохранен почти таким, каким был создан в 14-ом веке. Сад храма – Согэндзи – один из самых старых традиционных японских садов в Киото; производит очень глубокое впечатление своим совершенным дизайном и степенью гармонии с природой. Мы были там в мае, когда вдоль пруда цвели ирисы. Судя по музейным фотографиям, не менее красив он в апреле во время цветения сакура, осенью, когда на холмах на противоположном берегу пруда красной становится листва японских кленов, или зимой, когда порой снег слегка припорошит хвою сосен.
Храмы центральной части Киото также хорошо известны туристам, в частности, из-за их близости к центральному железнодорожному вокзалу. Два из них – Хигаси ХонганДзи и Ниси ХонганДзи – находятся в шаговой доступности от станции.
Особенно впечатляет Ниси ХонганДзи(西本願寺). Это храм с большой территорией, массивными, тяжеловесными строениями был основан в 1272 г. дочерью одного из самых известных учителей буддизма Синран’а. Храм принадлежит одной из самых распространенных ветвей буддизма в Японии – Син Буддизм, в основе веры которой – учение «Дзёдо» (Буддизм Чистой Земли); см. также об этом «Иватэ» - о ХираИдзуми.
В центре храмового комплекса – два основных здания поистине огромных размеров – зал ГоэйДо и зал АмидаДо, построенные, соответственно, в 1636 и 1760 гг. Амида – самая почитаемая фигура в буддизме «Дзёдо». Помещения перед алтарем в обоих залах очень широкие, все сплошь покрыты татами (естественно, перед входом необходимо снять обувь). Зайти, сесть и начать читать буддистские молитвы может любой желающий. Внутри темно. В целом, оба храма ХонганДзи в силу своего гигантизма производят довольно тяжелое впечатление.
Также в центральной части Киото находится замок Нидзё(二条城), основанный в 1601 г. Токугава Иэясу. Однако достроен он был после его смерти, в 1626 г.; более того, в течение почти всей эпохи Эдо верховные сёгуны здесь не жили, в эпоху Мэйдзи замок стал виллой Императора, а в 20-м веке – музеем. Центральное здание в Нидзё - огороженный от внешнего мира системой ворот и рвов дворец Ниномару – огромное здание площадью 275 000 кв.м. Мы были там зимой и, ступая босиком по холодным полам, я думал, как же холодно было в таких помещениях в те века, когда очагом обогревались лишь срединные помещения. Полы в длинных коридорах Ниномару, конечно, деревянные. Половицы длинные и очень скрипучие. Они не просто скрипят – «поют» всеми возможными нотами. Такими они были, говорят, всегда, и оставляли их скрипучими во многом специально – чтобы услышать крадущегося врага, шпиона. Впрочем, говорят, одно из умений ниндзя заключалось как раз в том, чтобы ступать и по таким полам бесшумно.
В центральном Киото, в парке Гёэн находятся Императорский дворец и его «филиал» - дворец Сэнто. Чтобы попасть туда, необходимо заранее подавать заявку (в наши дни это можно сделать через интернет) и получить разрешение. Напомню, императорский двор перебрался в Токио из Киото в 1869 г.