Эссе #2

Фото 2 Золотой Павильон КинкакуДзи

В Киото около 1600 буддистских и еще несколько сот синтоистских храмов. Около двух десятков из них входят в список всемирного наследия ЮНЭСКО, и в основном туристы едут в самые известные из них. Все они расположены группами как бы по окружности города, на существенном удалении от географического его центра, что в принципе затрудняет осмотр Киото. «Обойти пешком весь центр» - это не про Киото. Его и объехать-то непросто. Почти все самые известные храмовые комплексы удалены от автобусных остановок, и даже от ближайших автомобильных парковок еще надо какое-то время идти пешком. Метро в Киото есть, но оно не связывает между собой туристические объекты и потому не является помощником для туристов. Оптимальный путь, особенно если времени мало, и есть финансовый резерв, - брать такси. Тогда за день можно увидеть 4-5 основных достопримечательностей, хотя бы бегло.

Все две тысячи киотских храмов не обошел, наверное, никто. Да и кроме храмов – масса интересных мест. Мне понадобилось осуществить 8 поездок в город Киото, чтобы более или менее неспешно обойти первые тридцать основных достопримечательностей… И, все равно, – нечего и говорить, – хочется еще и еще сюда приезжать.


Фото 3 Он же

Достопримечательности Киото условно группируются по сторонам света, и, наверное, самая яркая группа – это «Запад» с шедевром мирового масштаба – Золотым Павильоном КинкакуДзи(金閣寺). Павильон является основным элементом храма РокуонДзи. В своем нынешнем виде он был построен третьим сёгуном династии Асикага – Асикага Ёсимицу в конце 14-го века как его вилла, а после его смерти приобрел статус буддистского храма. В 1950 г. один, видимо, психически неуравновешенный монах сжег Золотой Павильон; восстановили его в 1955 г. Это событие, в частности, отражено в известном романе Мисима Юкио «Золотой павильон».

Покрытый слоем золотой фольги трехэтажный павильон легкой, воздушной конструкции стоит на берегу тихого «зеркального» пруда Кёкоти и отражается в нем, вместе с растущими на холме деревьями, и отражение передает в зависимости от сезона различную цветовую гамму этих природных красок. Вход вовнутрь не разрешен, красотой павильона наслаждаются снаружи, лучше всего – с противоположного берега пруда. В сотый раз пишу: шарм японских храмов – не в архитектурных изысках отдельных элементов, а в «комплексной» красоте, в сочетании с окружающими элементами, в первую очередь – с садом, прудом, отражением «объекта» в нем, дорожками, камешками, мостиками, цветочками, травинками, паутинками, капельками воды и – аурой.


Фото 4 Сад камней храма РёанДзи

В 20 минутах ходьбы от КинкуДзи находится еще один шедевр японской культуры и эстетики – знаменитый Сад камней храма РёанДзи (龍安寺). РёанДзи особенно хорошо знаком, даже заочно, тому поколению россиян, кто читал изданную в 80-е годы 20-века книгу известного советского журналиста В.Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Проживший много лет в Японии Цветов писал, в частности, о том, что никогда не видимый пятнадцатый камень в этом саду камней как бы символизирует трудную для понимания иностранцами японскую душу. Быть может.

Факт тот, что, действительно, видно только 14 камней из 15. Сад камней состоит только из камней и белой гальки. Зелени нет. С одной стороны прямоугольного сада размером 25 х 10 метров к нему примыкает деревянный помост – типичный «балкон» любого традиционного японского дома, часть одного из зданий комплекса храма. Обзор сада посетителями возможен только с него. Смотришь с одной точки – видны 14 камней. Сделаешь шаг – один камень исчезает из поля зрения, зато из-за другого появляется третий, сделаешь еще шаг, и еще какой-то камень пропадет, но видимым окажется новый и так далее. Набор видимых 14-ти камней каждый раз разный, но число их остается неизменным – 14, хотя всего камней – 15.


Фото 5 Макет сада для незрячих

Этот факт, а также общая тихая и спокойная атмосфера храма способствовали тому, чтобы РёанДзи стал одним из самых почитаемых в стране мест с точки зрения медитации по Дзэн-Буддизму. Десятки людей, сняв обувь, долго сидят на краю помоста, молча взирая на камни, положение которых не меняется веками. Сам храм был построен в 1450 г., сад был создан чуть позже, предположительно, садовником по имени Соами, но почему-то детали возникновения сада камней известны плохо. Отмечу также, что, к примеру, незрячие посетители могут руками изучить точный макет сада. Впрочем, инфраструктура туризма для незрячих в Японии хорошо развита: к примеру, там, где трогать экспонаты, вообще-то, нельзя, - для таких людей делается исключение.