Эссе #5

Фото 23 Тюсондзи Кёдзо

Достопримечательностью не только местного, но и всеяпонского масштаба является в Иватэ комплекс храмов, прочих построек и археологических раскопок Хираидзуми(平泉), - объект мирового культурного наследия ЮНЭСКО. Мировое наследие ЮНЭСКО – это не обязательно сногсшибательная красота; это, скорее, сочетание множества критериев, и эффект от зрительного восприятия не всегда занимает в них первое место. Хираидзуми попал в список ЮНЭСКО не за красоту этих мест, а за то, что здесь в комплексе сохранена культурная и природная среда своего времени. Для того, чтобы это понять, надо довольно глубоко знать историю этих мест, прочитать многое заранее, чтобы значимость осматриваемых туристических объектов становилась понятнее - иначе это покажется просто не более, чем набор храмов, парков и музеев.

Расцвет Хираидзуми – это 12-ый век. Именно тогда яркий представитель известной в Японии фамилии Фудзивара – Киёхира Фудзивара(藤原の清衡) (1056-1128 гг.) основал в Хираидзуми правящий клан Осю Фудзивара(奥州藤原). На протяжении примерно ста лет он, а затем его сын Мотохира и, затем, внук Хидэхира и правнук Ясухира правили областью, простирающейся от Фукусима на юге до Аомори на севере, вытянутой почти на 500 км в северо-восточной части острова Хонсю.

По всей видимости, Киёхира был очень ярким человеком. Наверное, он хотел создать в Хираидзуми маленький Киото, где, конечно, бывал до этого - места похожи друг на друга с точки зрения рельефа. По сути дела, Хираидзуми представлял собой мощное и богатое феодальное княжество. Но пишут, что Киёхира был больше мечтателем, нежели политиком или воином. Исторические и музейные материалы называют ту страну, которую Киёхира хотел построить, утопическим государством, основанным на идеалах красоты, добра и гармонии. Две междоусобные войны, через которые прошел Киёхира и в одной из которых он потерял жену и одного из детей, убитых собственным братом, как ни странно, не сделали его чрезмерно жестким человеком.

Киёхира, вопреки нормам тех жестоких времен, не озлобился на всех и вся, а, наоборот, став убежденным пацифистом, начал строить посреди раздробленной феодальной Японии свою утопическую страну, где не было ни замков, ни крепостей, ни рвов, столь типичных для Японии того времени; но зато были сокровищницы из чистого золота, были неброские храмы, идеально вписанные (как в Киото) в окружающую природу; был искусственный ручеек «яримидзу», рядом с которым устраивали фестивали поэзии хайку…

Что успел, Киёхира сделал сам, в частности, «жемчужину» этих мест - золотой павильон Кондзики-до, а другое достроили его сын и внук. Когда ходишь по Хираидзуми, лучше помнить всё это и представлять себя, что хотели построить и как мыслили жившие здесь почти тысячу лет назад представители этой яркой фамилии Фудзивара.


Фото 24 Кондзики-до

На фотографии 23 – ТюсонДзи Кёдзо, хранилища буддистских сутр храма ТюсонДзи(中尊寺) - одного из важнейших «составных частей» комплекса Хираидзуми. Храм был основан в 850 году, но именно при Фудзивара, через два с лишним века, он был завершен архитектурно. Главная культурная достопримечательность Хираидзуми в целом – это золотой павильон Кондзики-до(金色堂), находящийся на территории ТюсонДзи. К сожалению, внутри нельзя фотографировать, и могу поместить только снимок внешнего вида этого здания (24), но он не передает красоты того, что внутри. Кондзики-до – это большой буддистский алтарь с несколькими скульптурными изображениями Будды под крышей, крепящейся на четырех колоннах. Все покрыто чистым золотом.

Красив не только материал, из которого все это сделано; потрясает также и высочайшее художественное мастерство исполнения, сравнимое с Янтарной комнатой под Петербургом. Речь идет обо всех деталях Кондзики-до, особенно красивы стенки сплошного каменного постамента, на которых техникой «маки-э» (нанесение мелких золотых частиц напылением на лакированную поверхность) изображены павлины.

Здесь же, в Кондзики-до, покоится прах всех четырех представителей клана Фудзивара, что властвовали здесь в течение расцвета Хираидзуми.


Фото 25 Колокольня Сёро храма МоцуДзи

В двух-трех километрах от ТюсонДзи расположен другой известный буддистский храм Хираидзуми – МоцуДзи(毛越寺). В период пика экономического благосостояния клана Фудзивара сад этого храма – Дзёдо-тэйэн(浄土庭園) - сад «чистой земли», как его назвали в соответствии с нормами определенной школы буддизма – считался одним из самых красивых и гармоничных мест в стране. И вновь отмечу: гуляя по нему сегодня, надо не просто пассивно созерцать, а активно представлять себе, что здесь было тогда, в 12-м веке, опираясь на информационные указатели. Именно слово «гармония», на мой взгляд, более, чем слово «красота», описывает суть того, что мы видим и чувствуем сегодня в храме МоцуДзи.

Тех строений, что были в 12-м веке, почти не осталось. Зачастую вместо них – каменный фундамент и частично воссозданные деревянные постройки (как, к примеру, небольшая колокольня Сёро – на снимке 25). В центре территории МоцуДзи – пруд Ооидзуми-га-икэ(大泉が池) - суть гармония утопической страны Хираидзуми! К сожалению, зимой, когда я был в Хираидзуми, все было покрыто снегом, а сам пруд находился под слоем льда. Но, поверьте! – если внимательно смотреть, то становится понятным, что его создатели (почти тысячу лет назад) передавали «через» пруд миниатюру страны с типичными для нее природными пейзажами. Здесь и «копия» песчаного пляжа, и камни, символизирующие скалистое побережье океана «в масштабе», и «горные массивы», и острова (торчащий из снега камень на фотографии 26 – ни что иное, как «остров» посреди «океана» - пруда).


Фото 26 Пруд Ооидзуми-га-икэ

Рядом с ОоИдзумиГаИкэ – упомянутый мной выше ручей «яримидзу». Такие искусственные ручьи часто создавали в Японии в старину (см., к примеру, Итино-дзё в «Фукуи»). Путем определенных ирригационных работ обеспечивался постоянный поток воды под небольшим углом вниз. Это символизировало горный поток. Рядом с такими ручьями устраивали аристократические вечера поэзии («хайку»), рассаживаясь на лужайке вдоль пруда и запуская по «яримидзу» кораблики, на которые клали пергаменты с «хайку», а также пиалы с сакэ, и «отправляли» вниз по течению следующему участнику… Фестивали поэзии, как и другие местные «мацури», периодически проводятся в Хираидзуми и сегодня.

Понять Хирадзуми, безусловно, сложнее, чем, к примеру, Асакуса в Токио, но, поняв, осознаешь его несравненную внутреннюю красоту.