Эссе #12

Фото 57 Зал торжественных мероприятий Высшей военно-морской школы в Курэ

Уже рассказывал в одном из предыдущих эссе о преф.Хиросима о своем первом посещении г.Курэ(呉)- одном из важнейших военных портов Японии. Кроме него, напомню, это Майдзуру в преф.Киото, Сасэбо (Нагасаки), Йокоска (Канагава); мне удалось побывать везде. При слове «военный порт», если речь идет о Японии, в воображении возникают картины конца 19-го – начала 20-го веков. Именно тогда, в период, кстати, Русско-Японской войны, Япония, набравшись знаний от Англии, стала крупной военно-морской державой. Проходят перед глазами гордые японские офицеры в белых фуражках и обязательно с усами, которые (усы) – именно из той эпохи.

И, действительно, интенсивное развитие японских военных портов пришлось именно на ту эпоху. Достигнув пика в годы Второй мировой войны, затем, в послевоенные годы, развитие «вширь» прекратилось – по понятным причинам демилитаризации страны.


Фото 58 Там же

Однако, сегодня тот же Курэ – реальная, действующая база ВМФ страны. Сначала мой путь лежал не в порт, а на остров Этадзима(江田島), где находится Высшая военно-морская школа Сил Самообороны(海上自衛隊第一術科学校). За месяц до этого я записался в экскурсионную группу – иного способа попасть туда, конечно, нет – это не музей, а действующий военный объект.

И первое, что меня поразило, это порядок въезда на территорию школы. Обычные ворота, и они открыты. Просто открыты, никаких шлагбаумов, ежей и вооруженной охраны. Я просто заехал, припарковал арендованный автомобиль у будочки дежурного и вышел из машины. Из будочки навстречу мне вышел дежурный курсант (без оружия), объяснил, где находится парковка для посетителей (нисколько не удивившись появлению иностранца на военном объекте), попросил вписать в тетрадочку свое имя и номер машины, и всё. Даже документы не спросил! А я просто представил себе, что было бы, если японский турист на арендованной машине в России припарковал ее на въезде в военное училище и спросил у дежурного курсанта, где стоянка…


Фото 59 «Казармы» школы

Экскурсия бесплатная; проводит ее, как это, наверное, бывает и в российских похожих военных организациях, отставной военный. Мне кажется, такие люди немного похожи друг на друга независимо от страны, гражданами которой являются, и армии, которой служат. Статный, без лишнего веса, держится ровно, говорит громко и четко. И – это тоже, мне кажется, тоже общая черта – считает себя немного выше всех своих слушателей-экскурсантов. Как бы, «я тут соизволил вам всё рассказать, так что слушайте без лишних вопросов и ходите за мной строем…». Ну, что-то типа этого.

Действительно, пришлось ходить чуть ли не строем, вместе с другими экскурсантами, которых набралось человек сорок (иностранец – только я). Гладко постриженная трава (но не крашеная), вылизанные дорожки, плюс к тому день был солнечный, яркий – в памяти остались яркие картинки. Запомнилось несколько объектов на территории высшей школы. Во-первых, это зал, в котором происходят награждения выпускников школы (он на снимках №№ 57-58). Флаги Японии и Военно-морского флота страны, массивная мебель, высокие потолки...


Фото 60 Берега Курэ

Само здание, как и многие строения на территории школы в Этадзима, было построено, похоже, в начале 20-го века – типичная архитектура эпохи Тайсё:, красивая и своеобразная копия многих западных подобных объектов. Так и кажется, что вот-вот в здание войдут красивой военной походкой знаменитые японские высшие морские офицеры: адмирал То:го или братья Акияма (см. подробнее в «Эхимэ»).

Во-вторых, здание военных казарм (фото 59). Даже и казармами-то это не назовешь, скорее – дворец! В этом здании самое интересное – это то, что в нем нет входных дверей. Снимок сделан с приближением, но на самом деле я стоял далеко от входа. Дверей нет. Виден длинный-длинный сквозной коридор и с противоположного конца – тоже вход, и тоже нет дверей. Представляю, какой там ветер гуляет! А по бокам этого длиннющего коридора – двери в жилые помещения, где живут курсанты.


Фото 61 Там же

В-третьих – музей. Но там фотографировать было запрещено, потому в этом материале снимков нет. Это музей не школы ВМФ, а вообще истории Военно-морского флота. Массивное, тяжелое здание «сталинской эпохи» (действительно, напоминает здания той эпохи из российской действительности); каменная лестница, на которой гулко отдают собственные шаги, нависающие над тобой огромные картины с батальными сценами…

Для российского человека – сложные чувства обуревают здесь, в Этадзима, особенно в этом музее. Ведь Россия и Япония были противоположными сторонами в войне, то есть врагами, неоднократно в истории, причем в относительно недавней. Если говорить о морских битвах, то, конечно, надо вспомнить Русско-японскую войну 1904-05 гг., а ведь именно этот период был временем расцвета ВМФ Японии, именно к тому периоду относятся неоднократно упоминаемые мной имена То:го и Акияма. Но я стараюсь в таких местах концентрироваться просто на истории Японии как страны, где тоже было полно своих собственных взлетов и падений, а не на политических оценках.


Фото 62 Мост на пути в Этадзима

Вспомнился еще один музей – в Токио, «Ю:Сю:Кан», что рядом с храмом Ясукуни Дзиндзя. И храм, и музей имеют налёт того, что в России переходной эпохи назвали бы «квасным патриотизмом». Это незаметно внешне, но это хорошо ощущается, если знаешь язык и вчитываешься в надписи у экспонатов. Впрочем, опущу подробности, так как не люблю политизировать, тем более на стыке сложных национальных чувств. Понимаю, что и такая, достаточно крайняя и безапелляционная трактовка собственной истории, имеет право на существование – не мне судить. Кому интересно – езжайте по моим следам и узнаете много интересного из истории МВФ Японии!

…Потом, уже не спеша (а на пути «туда» торопился не опоздать к началу экскурсии и не смотрел по сторонам), поехал обратно в сторону города Курэ. По прямой до порта – километров 10, но берега столь изрезаны, что реально ехать около 30-ти километров. Дорога – одна из самых живописных в районе Внутреннего японского моря. Мосты, заливы, проливы, корабли, высокие берега, замысловатые изгибы узких дорог! Чего только нет, и все можно собрать в одном кадре.


Фото 63 Подводная лодка в военном порту Курэ

Затем я объехал по периметру весь порт Курэ, включая базы ВМФ Японии и США, старую верфь, старый металлургический комбинат. На фото № 62 – один красивых мостов, высота которого позволяет проходить судам любого класса, но так как он «вписан» в узкий пролив с высокими берегами, построена конструкция вроде спирали (напоминает еще какой-то аттракцион), это автодорога, по которой машины поднимаются на высоту моста.

Эта часть поездки тоже крайне интересная. Своими глазами и вблизи можно увидеть множество военных кораблей, подводных лодок. Их можно фотографировать, в том числе с близкого расстояния, что для нас, россиян, кажется скорее исключением, нежели правилом. Непривычно много для Японии объектов за колючей проволокой – базы, общежития, госпиталь и пр., принадлежащие Силам самообороны Японии.


Фото 64 Редкая для Японии колючая проволока

Автомобилистам надо учесть, что почти нигде не припарковать машину – и не потому, что военные объекты, а потому что берега столь изрезаны, что единственная дорога – 487-ая «кокудошка» едва находит себе пространство между берегом и скалами; на парковки места не остается. Кажется, что прибрежные, почти вертикальные скалы как будто «вырастают» из моря. Очевидно, они имеют ту же крутую форму и в своей подводной части, и потому-то скорее всего здесь сразу от берега становится глубоко (потому и подводные лодки стоят так близко, что можно чуть ли не рукой прикоснуться).

Обязательный спутник военных портов Японии – конечно, рис карри! Японский вариант «макарон по-флотски» (с точки зрения «природы» блюда, не вкусовых свойств, конечно – это совсем другое!) карри столь разрекламирован в портах страны (а японцы столь податливы на всякого рода рекламные кампании, особенно связанные с едой), что посещение заведения, где подают карри, является просто обязательным пунктом осмотра любого японского порта.


Фото 65 Военный объект

Не думаю, что вкусовые свойства прямо пропорциональны рекламному рейтингу заведения… Отвлекусь: это не относится к преф.Хиросима, но относится к карри – однажды в Йокоска (другом крупном порту ВМФ страны) я решил-таки побывать в том ресторане карри, который указан под номером один в местном туристическом буклете. Я стоял два часа в очереди! На улице, на жаре. Немыслимо. Стоило дорого. Объем был мал. Да, вкусно, да, на твердую «четверку», но не более того… Это к вопросу о воздействии рекламы. К слову, бесспорно, самый вкусный в жизни карри я ел в скромном кафе у далекой станции Фурано в центре Хоккайдо, и туда я не стоял в очереди ни минуты.


Фото 66 Старые часы в парке ИрэфунэЯма

Завершением туристической программы того дня стало посещение парка ИрэфунэЯма со старой башей с часами и местным музеем истории флота ИрэфунэЯма Кинэнкан(入船山記念館). Музей представляет собой бывший дом приемов главы штаба ВМФ в Курэ. В упомянутую мной выше эпоху расцвета японского флота это был наполовину жилой дом офицера, наполовину государственное учреждение, где проводились различные мероприятия для офицеров флота и гостей. Половина дома выполнено в японском стиле, половина – в европейском, с использованием дорогих отделочных материалов.


Фото 67 Дом адмирала То:го

Сюда, в парк ИрэфунэЯма перенесли и скромный дом, где жил во время своей службы в Курэ адмирал То:го Хэйхатиро (снимок № 67). Легендарный военачальник, одна из самых почитаемых в Японии исторических личностей, объект моего глубокого интереса. В Японии я нашел несколько мест, связанных с его жизнедеятельностью и помимо Курэ: это Йокоска, Ито:, Кагосима, Мацуяма.