«Камикадзе»

На юго-западной оконечности острова Кюсю стоит правильной формы вулкан Каймон-дакэ, высотой 924 метра, и это последнее, что видели на родной земле летчики специальных ударных отрядов военно-воздушных сил Японии, взлетавшие весной-летом 1945 г. с расположенного неподалеку аэродрома Тиран и бравшие курс на острова Окинава.

Музейный комплекс спецотрядов в г.Тиран на юго-западе префектуры Кагосима создан в том месте, где в 1945 году существовала летная школа. Школа была основана ранее, в 1941 г., но именно в первой половине 1945 г., по мере осложнения для Японии военной обстановки во Второй мировой войне и на Окинава, в частности, она была перепрофилирована и стала готовить бойцов специальных ударных отрядов, которые в последствие направляли свои самолеты на корабли США и Великобритании и ценой собственных жизней решали соответствующие боевые задачи.

В японском языке не используется слово «камикадзе» (как нет в нем и слов «фудзияма» и «харакири»…); нет его и среди музейных экспонатов, но в языках других стран, в том числе в русском, принято именно это название.

К концу Второй мировой войны всего в Японии было подготовлено более 2,5 тысяч бойцов-смертников. Почти половина из них была подготовлена в школе г.Тиран. Погибли 1036 летчиков, которые совершили вылеты с этого аэродрома. В музее все они названы поименно; фотографии и биографии каждого приведены полностью. В мае-июне 1945 г. сотни заправленных топливом только в одну сторону военных самолетов с базы Тиран, а также Бансэй, Мияконодзё и с аэродромов 8-ой летной дивизии, базировавшейся на Тайване, вылетали в сторону Окинава и не возвращались назад.

Стоит отметить, что во многом необходимость в бойцах-смертниках объяснялась ставшим во второй половине войны явным отставанием Японии от США в военно-технической области, в том числе с точки зрения уровня авиационной техники. С другой стороны, на пике патриотизма в Японии набрать добровольцев среди молодежи (в основном юношей 16-20 лет) не представлялось затруднительным: желание отдать жизнь за страну и императора имелось у тысяч молодых людей.

После атак пикирующих самолетов корабли союзников или взрывались, или получали серьезные повреждения, которые делали необходимым ремонт корабля, возвращение на базу и вывод корабля из военных действий. Однако, несмотря на задействование такого крайнего способа ведения войны, как направление на корабли противников бойцов-смертников, это не принесло Японии серьезного преимущества и не повлияло на исход битвы за Окинава и войны в целом.

…Усаженная сакура автомобильная дорога, ведущая к музейному комплексу, построена точно на месте существовавшей в 1945 году взлетно-посадочной полосы. Среди музейных экспонатов – тысячи фотографий. На одном из снимков – несколько молодых летчиков, они улыбаются и гладят маленького щенка. Это известный в Японии снимок. Его сделал в июне 1945 г. прибывший в Тиран корреспондент центральной газеты «Асахи». Помимо снимка он опубликовал статью. Указывалось, что все молодые бойцы горели желанием как можно скорее сесть за штурвал и вылететь в сторону Окинава, мотивированные желанием защитить находившийся в опасности этот японский регион. Всем пятерым улыбающимся молодым ребятам было 17 и 18 лет. У всех был назначен боевой вылет на следующий день. Все пятеро уже знали это и всех пятерых на следующий день не стало.

В городе Тиран рядом с музеем «камикадзе» есть еще один – «Хотару-Кан»; это небольшой дом-музей женщины по имени Томэ Торихама, который располагался совсем недалеко от аэродрома. В те тяжелые для Японии месяцы 1945 года она принимала у себя родителей и других родственников, приезжавших увидеться и проститься со своими сыновьями; Томэ принимала у себя и самих молодых летчиков, кормила их обедами в условиях скудности военных пайков, помогая в решении бытовых вопросов, просто поддерживала добрым словом. Она была как мама для них всех. О ней снят фильм. Это реально существовавшая героиня, на много десятилетий пережившая войну.

Как не принято в Японии употреблять слово «камикадзе», так же тиха и немногословна и сама историческая память, сохранившаяся в японском обществе об этой печальной, трагичной странице истории Второй мировой войны. Помимо музея в г.Тиран мало где можно найти рассказы или даже упоминания о бойцах спецотрядов.

Тем более не принято отождествлять боевой дух тех бойцов с теми или иными качествами современных японцев или же проводить какие-либо исторические параллели.