Визиты вежливости

Визит вежливости (по-японски – «хёкэй хомон») – неотъемлемая часть японской национальной деловой культуры, важнейший элемент этики, знание которого важно для понимания законов и норм жизни японского общества в целом.

Визит вежливости – понятие, относящееся в большей степени к работе, бизнесу, корпоративной среде, нежели к личному, семейному кругу общения. Оно описывает визит представителей одной компании к другой без определенной цели, лишь для того, чтобы засвидетельствовать свое уважение к клиенту или деловому партнеру.

«Хёкэй хомон» (表敬訪問)занимает важнейшее место как в повседневной деловой жизни, так и в организации бизнес-процессов любой крупной японской компании. Одна компания наносит визит вежливости другой, как правило, по одному из следующих формальных поводов: назначение нового руководителя; перевод сотрудника компании-партнера на другое место работы в рамках одной группы компаний; направление сотрудника компании партнера в длительную зарубежную командировку; возвращение сотрудника из длительной командировки; представление компании-партнеру нового руководителя подразделения своей компании; наступление Нового года и др.

Во всех случаях речь идет о компаниях – партнерах или клиентах по бизнесу и о тех членах обоих коллективов, которые в принципе хорошо знают друг друга по предыдущей совместной работе (совместному проекту). На такие мероприятия обычно выдвигаются несколько (3-4 или более) коллег, при этом роль младших сотрудников может ограничиваться лишь молчаливыми поклонами и кивками головы, а также ведением записи хода беседы (если это необходимо), но все молодые сотрудники любой компании обязательно проходят эту важную школу японского делового этикета.

Если в других странах для встречи и серьезных переговоров с другой компанией требуется, как правило, обозначить цель, то в Японии при запросе встречи это делать необязательно, как не обязательно и во что бы то ни стало придерживаться какого-либо строгого плана беседы в ходе такого визита. Как правило, стороны в такие моменты ведут разговор на отвлеченные темы, например, о погоде, бейсболе, политике. Если речь идет о новом кадровом назначении, то кто-либо из гостей дает краткие объяснения о подоплеке, причинах и последствиях такого назначения. На это принимающая сторона задаст пару-тройку формальных легких вопросов. После этого какое-то время уйдет на непринужденный обмен информацией о каких-либо еще кадровых назначениях в обеих компаниях.

В редких случаях стороны могут дойти до обсуждения вопросов сотрудничества по сути, но и такое обсуждение может носить достаточно формальный характер – в принципе, визит вежливости не предполагает проведения сложных коммерческих переговоров. Однако, именно благодаря таким визитам вежливости между японскими партнерами формируется та атмосфера доверия и взаимопонимания, которая затем делает возможным или облегчает решение сложных деловых задач. Принято считать, что «наскоком», оперативно решить даже небольшую задачу с японским партнером непросто. Как раз для того, чтобы создать базу на будущее, на случай возможного возникновения каких-либо проблем, такие визиты вежливости и нужны. Скорее всего, подобный формат делового общения есть и в других странах, но именно в японском деловом мире он играет важнейшую роль.

Зачастую в ходе таких визитов вежливости, особенно, если поводом к нему стало какое-либо кадровое назначение, стороны договариваются о продолжении общения в неформальной обстановке, а именно, об ужине. Внутрикорпоративные и межкорпоративные обеды и ужины – также важнейшая часть японской деловой культуры, и их цели (укрепление деловых связей через неформальное общение) и методы (минимизация разговоров непосредственно о работе в пользу непринужденных бесед «о погоде», о спорте и т.п.) – такие же, как и в случае с визитами вежливости. Оплату таких ужинов берет на себя компания. Если угощает одна сторона, то через определенное время обязательно последует приглашение от другой стороны. После ужина некоторые участники останутся и пойдут в другое заведение, чтобы провести «номикай» (выпить вместе), с целью не только расслабиться, но и наладить еще более тесные контакты с клиентом, партнером.

Обход клиентов с целью поприветствовать – по-японски, «айсацу мавари»(挨拶まわり) - еще одно проявление японской деловой этики «встреч без указания темы беседы». Компании проводят «айсацу мавари», к примеру, в первые рабочие дни нового календарного года: это – упрощенная версия визитов вежливости, когда ответственные работники компании обходят в течение дня несколько компаний-клиентов с целью поздравить партнеров с Новым годом и напомнить о себе, преподнеся небольшой сувенир. Длительность такого приветствия – 5-10 минут, в то время как визита вежливости – обычно 30-60 минут.