Прокат автомобилей

В Японии существует разветвленная сеть компаний, предоставляющих услуги по прокату автомобилей.

Крупнейшие компании – Тойота-Рента-кар, Ниссан-Рента-кар, Ниппон-Рента-кар, Таймз-Рента-кар, Орикс-Рента-кар, Баджет-Рента-кар и др. Впервые машины в аренду в Японии начали сдавать в далеком 1916 г. (американские компании).

Прокат автомобилей – популярная в Японии услуга. Этому способствует ряд причин, важнейшие из которых – высокая степень безопасности (в том числе, безопасности дорожного движения) в стране, а также дороговизна содержания личных автомашин в крупных городах; люди часто предпочитают пользоваться автомобилем только во время отдыха, в том числе краткосрочного – например, в течение одного уикенда. Многие берут машины не «от дома», а, скажем, от крупной пересадочной станции, куда добираются из дома на синкансэне. В таких популярных местах отдыха, как Хоккайдо и Окинава, аренда автотранспорта – очень востребованная услуга еще и в силу того, что в этих регионах далеко не до всех достопримечательностей можно добраться на общественном транспорте (и именно на Хоккайдо и Окинава особенно много местных небольших компаний, предлагающих автомашины напрокат).

Для аренды машины гражданину Японии требуется предъявить лишь действующие водительские права (обновляются один раз в 3-5 лет) и – желательно – кредитную карту; при этом за прокат машин невысоких классов и на небольшой срок возможна и оплата наличными.

Для аренды транспортного средства иностранцу необходимо иметь при себе водительское удостоверение международного образца, признаваемое в Японии. В Японии действует лишь Женевская конвенция о международных правах, в то время как, к примеру, в России выдают международные права по Венской конвенции, и они в Японии не действуют. Постоянно проживающие в Японии россияне могут оформить японские национальные водительские права на общих с гражданами Японии основаниях.  

Стоимость аренды легкового автомобиля среднего класса составляет (в зависимости от срока аренды) около 7-10 тыс. иен в сутки. При аренде свыше суток действует система скидок. При возврате машины в пункте, отличном от пункта получения, взимается дополнительна плата, как правило, в размере суточной аренды машины. Ограничения на километраж пробега отсутствуют. В любом случае непременным условием возвращения автомашины в компанию является заправка полного бака; в противном случае взимается плата за бензин по завышенному относительно рыночной цены тарифу.

Страхование машины от ущерба и страхование гражданской ответственности при аренде машины обязательны, но почти всегда страховка выдается с франшизой (при ДТП часть расходов как правило несет арендатор, в том числе фиксированную плату на недополученную выгоду арендодателя). За дополнительную плату (примерно 10-15% от стоимости аренды) можно сделать условия страхования более выгодными для арендатора (я делаю так). При любом ДТП вызов полиции на место и немедленное информирование по телефону арендодателя являются обязательными условиями для оформления страхового покрытия.

Краж автомашин в Японии почти не бывает. В провинции многие оставляют машины с включенным двигателем на парковках перед магазинами круглосуточной торговли, и даже спокойно оставляют в них ценных вещи – воровства практически нет.

В Японии любой обладатель водительских прав может взять напрокат машину практически любой марки и категории, включая микроавтобусы (в Японии обычные водительские права позволяют водить автомобиль с числом пассажирских сидений до 10), а также грузовые машины, мотоциклы, «легкие» машины (с объемом двигателя до 1000 куб.см), гибридные автомобили и пр. В тоже время роскошные машины, а также внедорожники почти не пользуются спросом, и редко предлагаются напрокат: японское общество – ровное с точки зрения потребления, в том числе и автомобильных услуг.

Почти повсеместно возможны такие дополнительные платные опции, как зимние шины (в регионах Тохоку и Хоккайдо в зимний период по умолчанию все машины предлагаются на зимней «резине»), детские кресла, багажники для лыж, «новая машина», и пр.

Навигационная система и слот для ЕТС (карты автоматической оплаты проезда по скоростным магистралям) почти всегда имеются в стандартной комплектации; дополнительная плата не взимается. В навигаторе, как правило, имеется англоязычная версия. Машины, находящиеся в собственности компаний-арендодателей, имеют особые номерные серии, и их легко выделить из общей массы машин.

В Японии машины берут напрокат не только с туристической целью, но и для переезда из одной квартиры в другую, в ходе командировок, для осуществления хозяйственной деятельности и т.д. Малые и средние предприятия в сфере производства, торговли и услуг – важный клиент для компаний-арендодателей. 

По состоянию на 2016 г. в Японии действовали 10307 компаний, предлагающих автомобили напрокат. Парк машин под аренду составлял 620 тысяч единиц, из них 326 тысяч – легковые, 254 тысячи – грузовые машины. Все последние годы и даже десятилетия количество машин на рынке прокатных услуг неуклонно растет.

Помимо лидеров рынка – специализированных на прокате компаний, услуги по аренде автомобилей предоставляет множество малых и средних предприятий, в том числе магазины по продаже подержанных машин (привлекают временно неиспользуемый транспорт), дочерние компании железнодорожного гиганта JR (аренда по местные поездки «от станции»), даже авторемонтные мастерские и автозаправочные станции, особенно на удаленных островах преф.Окинава, арх.Огасавара и т.п. (приходилось и этим пользоваться).  

Популярность аренды машин у иностранных туристов относительно невысока; среди возможных причин этого можно назвать языковый барьер, некоторые отличия в системе дорожных знаков, порой возникающие в городах трудности с парковкой, непривычная для многих стран узкая ширина полос, а также доступность, высокая комфортность и быстрота альтернативных общественных видов транспорта. Тем не менее, аренда машины дает возможность посетить не покрытые сетью железных дорог горные районы страны, проехать по удаленным островам, что несет в себе несомненные преимущества для туриста.