Эссе #4

Фото 11 Большой мост Наруто

Если АваОдори – главная культурная достопримечательность Токусима, то среди красот ее природы основное внимание привлекают знаменитые воронки пролива Наруто(鳴門海峡渦巻き). Между островом Авадзи и побережьем Токусима в районе города Наруто находится узкий пролив, в котором, за счет амплитуды морских приливов и отливов (до 1,7 м), резкого сужения его ширины и разницы в глубинах, отмечается высокая скорость течения. Там же периодически возникают сильнейшие воронки.

По диаметру эти воронки, говорят, входят в «мировую тройку лидеров» наряду с аналогичными явлениями в районе острова Сицилия в Италии и города Ванкувер в Канаде.


Фото 12 «Начинка» моста изнутри

Сильнее всего воронки бывают весной и осенью; я был, правда, зимой, но и зимой воронки впечатляют. Для обзора воронок в Наруто создана целая инфраструктура. Особенно хорошо увидеть их можно с моста, соединяющего о.Сикоку и о.Авадзи, - Большого моста Наруто(大鳴門橋).

Грациозный мост имеет длину 1,3 км. Со стороны берега Токусима на высоком холме оборудована смотровая площадка, к которой снизу ведет длинный эскалатор; имеется также музей моста, рассказывающий в основном об истории его строительства, и – самое главное – под дорожным полотном моста обустроена пешеходная дорожка для обзора воронок.


Фото 13 Знаменитые воронки Наруто через стекло смотровой площадки моста

Дорожка, имеющая длину 450 метров и высоту над морем 45 метров, называется «Удзу-но-мити» «Дорога воронок»(渦の道), идет по длинному желобу, укрепленному с нижней (относительно автомобильной дороги) стороны моста. С обеих сторон желоб огорожен прочным стеклом, через которое можно наблюдать редкое по скорости течение пролива Наруто. Кроме того, можно ознакомиться и с «начинкой» моста – увидеть различные инженерные конструкции вблизи, что само по себе интересно.


Фото 14 Вид воронок с борта катера в проливе Наруто

Самый захватывающий момент – наличие в полу дорожки нескольких стеклянных участков, через которые воронки можно увидеть прямо под собой. Нечего и говорить о том, что стекло в таких местах очень прочное; в Японии, где безопасность на таких объектах всегда стоит на первом месте, можно не бояться ступать и ходить по такому стеклу. Как известно, аналогичные стеклянные полы имеются на многих высотных объектах, таких, как Токийская телебашня, к примеру.


Фото 15 Там же

Возможность познакомиться с воронками еще ближе и посмотреть на них под иным углом зрения предоставляет короткая морская прогулка, которую организуют две небольшие местные судоходные компании. Я воспользовался этим и сел в катер компании Удзусио Кисэн(渦潮汽船). Кстати, можно отметить, что в таких местах, где всегда много туристов, в Японии, как правило, работают две и более конкурирующие фирмы.

Так и здесь – помимо Удзусио Кисэн есть причал другой компании, где примерно за те же деньги можно сесть и прокатиться до воронок и обратно на похожем небольшом быстроходном судне. То же было к примеру, на острове СёдоДзима (см.«Кагава»), где соседствуют два похожих оливковых сада (оливки – важная достопримечательность того региона). Думается, верное решение – содействовать конкуренции там, где есть популярность у туристов; тем самым создается естественный механизм контроля над ценами.


Фото 16 Там же

Судно плывет прямо в «сердце» воронок, под мост, и можно сфотографировать их в непосредственной близости. Самые большие воронки имеют диаметр до 20 метров. Находиться там судам, даже таким небольшим катерам, говорят, безопасно, но люди, конечно, там не плавают. Самые сильные воронки образуются во время прилива. Существует календарь приливов и отливов; каждый день бывает по одному приливу и одному отливу. В момент сильного прилива туристов на судах больше. Я был в обычное время (без прилива), но, тем не менее, воронки были такими вот, как на снимках. Кстати, я был единственным пассажиром на том катере в тот холодный январский день, и, тем не менее, катер поплыл (ради меня одного…), и фирма не стала ни отменять рейс из-за «экономической нецелесообразности» морской прогулки, ни заставлять меня ждать, пока сформируется группа… Типичная для Японии ситуация – удовлетворение клиента важнее сиюминутной прибыли.