Эссе #2

Фото 4 Танец АваОдори в «клубе» АваОдори Кайкан

Движения танца, если разбирать их до элементарных па, предельно просты, и их мне тоже показал и рассказал ведущий шоу в «АваОдори Кайкан». Сначала вперед выносят правую ногу и руку одновременно, касаются носком пола, затем полностью ставят стопу, но под определенным углом к направлению движения. Затем повторяют движения левой ногой. Мужчины танцуют, согнув голову и описывая определенные движения руками, высоко поднятыми над головой; издалека они в этот момент немного напоминают осьминогов – конечности все двигаются в разные стороны как будто бессистемно, руки выше головы… Женщины делают все то же самое, но, с одной стороны, тесное кимоно сковывает движения и получаются более миниатюрные шаги, а с другой – руки двигаются в основном в вертикальной плоскости (как будто веретено крутят); выглядит несколько по-иному, нежели у мужчин, и очень красиво.


Фото 5 Там же

Женщины обуты в гэта. Гэта – это, по сути дела, горизонтальная пластина, стоящая на двух вертикальных колодках; при постановке ноги на носок передняя колодка вроде бы выполняет функции подпорки, но, по-моему, все это необычайно сложно; для того, чтобы понять, насколько сложно, непривыкшему человеку достаточно просто пройти несколько шагов в гэта: если баланс хоть чуть-чуть нарушить, падение носом вниз обеспечено. На самом первом снимке каменной статуи танцовщицы АваОдори хорошо видно, как выглядит заход на танец с точки зрения постановки гэта.

Вроде бы ничего особенного, да и я вообще-то абсолютно не разбираюсь в фольклорных танцах, но АваОдори, когда его исполняют профессионалы, очень впечатляет. Впечатляет не индивидуальным мастерством, а коллективным исполнением, так сказать, «командным духом» в танце (вообще в Японии командный дух – важнейшая мораль, но это – тема иного разговора…). Именно потому особенно ярко смотрится АваОдори в исполнении большого количества танцоров – чем их больше, тем интереснее. И поэтому самое яркое зрелище в Токусима – это фестиваль АваОдори, который по времени выпадает как раз на праздник О-Бон (день поминовения усопших - традиционный японский неформальный праздник, отмечаемый в середине жаркого августа и уходящий корнями в религию синто).


Фото 6 Центральная улица г.Токусима, где в том числе летом проводится фестиваль танца Ава

Собственно, помимо своего «сельскохозяйственного» значения АваОдори является в настоящее время одним из самых известных в Японии танцев О-Бон, БонОдори(盆踊り). Во время летнего фестиваля шеренги, состоящие из сотен, тысяч танцоров, разделенные по различным хореографическим школам, в ритме танца движутся в одном направлении, вдоль зрителей; аккомпанементом исполняется несложная и достаточно однообразная мелодия. Все это немного напоминает парад или фестиваль в том же Рио-де-Жанейро; но той внешней страсти, конечно, нет. Нечего и говорить о том, что большая часть выступающих – представители «художественной самодеятельности» - обычные жители Токусима, почитающие традиции своей земли. Популярность «мацури» (фестиваля) «АваОдори» колоссальная – население г.Токусима (770 тыс.человек по всей префектуре) утраивается за счет туристов, количество которых достигает 1,3 млн.чел.; все улицы запружены танцующими; гостиницы в августе можно снять только при условии 100%-ной предоплаты. В Токио тоже проводится столичная версия фестиваля АваОдори.

Красочно, в том числе за счет ярких костюмов участников. Различные группы танцоров одеты в традиционную одежду разных цветов, среди которых выделяется индиго – традиционный цвет Токусима, где издавна развито искусство крашения текстиля в индиго. Женщины одеты в легкие летние кимоно, мужчины – в короткие халаты, и их головы обязательно покрыты платками, которые завязывают спереди, буквально на участке лица между носом и ртом.