Эссе #10

Фото 47 Мавзолей Тайюин

Для подавляющего большинства людей, включая меня самого до недавнего времени, визит в «нижнюю» (историческую) часть Никко превращался в посещение лишь одного храма – НиккоТосёгу (см.эссе №1 и далее в серии «Тотиги»). И это понятно – и масштаб, и красота, и историческая значимость храма таковы, что его одного хватает, чтобы насытить программу как минимум половины светового дня, тем более, если ехать из Токио, а не ночевать где-то в этих краях (а большинство так и делает).


Фото 48 Там же

Во время одного из визитов в Никко в последнее время у меня появилась возможность повнимательнее изучить и другие достопримечательности «храмового кластера» Никко. Совсем рядом со знаменитым Тосёгу, в той же кедровой роще на холме расположены еще как минимум три объекта, привлекающие внимание. Самый яркий из них – Мавзолей Тайюин храма НиккоСан РинноДзи(大猷院、日光山輪王寺).

Честно скажу, по красоте этот буддистский храм мало уступает знаменитому соседу (а туристов там меньше раз в десять…). Идти пешком от Тосёгу лишь несколько минут, - очень рекомендую, особенно тем, кто находится, скажем так, выше начального уровня познания Японии.


Фото 49 Там же, ворота ЯсяМон

Мавзолей Тайюин очень хорошо «сложен», имеет оригинальную геометрию расположения отдельных своих элементов – зданий и сооружений, необыкновенно симметричен, ярок, тих и пуст. Тайюин – это мавзолей Токугава Иэмицу, внука своего великого деда – Токугава Иэясу, третьего сёгуна в династии бакуфу эпохи Эдо. Иэмицу, что не удивительно, очень уважал своего деда, и именно благодаря его усилиям, храм НиккоТосёгу приобрел в начале 17-го века столь роскошный внешний вид. «Свой» же храм, Тайюин, Иэмицу построил рядом, но так, чтобы он как бы оставался в тени великолепия последнего пристанища деда. Формально так оно и есть – Тайюин находится ниже, как бы под холмом, на котором возвышается Тосёгу, но с точки зрения красот – можно спорить. Особенно отличаются своей яркостью и архитектурными изысками ворота мавзолея – НитэнМон(二天門) и ЯсяМон(夜叉門)с, как всегда, внушающими страх массивными деревянными статуями хранителей храма – КонгоРикиси.


Фото 50 «Защитник» храма

Тайюин является «административной» частью большого буддистского храма – НиккоСан РинноДзи(日光山輪王寺). Основные постройки и большая часть территории этого буддистского храма находятся с другой стороны от Тосёгу, в непосредственной близости к автостоянке или на пути тех туристов, которые приезжают в Никко на поезде, так что мимо РинноДзи не пройти. Храм был основан 1200 лет назад, за много веков до Тосёгу.

Основное здание, или основной зал РинноДзи – СанбуцуДо – в настоящее время находится на реставрации, которая должна продлиться до 2021 года. СанбуцуДо закрыт временной строительной конструкцией, внутри которой проводятся работы. На соответствующем снимке видны внушительные размеры этого «кожуха» - как огромный спортивный дворец или зерновой элеватор.


Фото 51 Закрытый строительным кожухом храм РинноДзи

На первом этаже работает временная экспозиция, куда перенесены на время работ статуи Будды, символизирующие, в частности, божественную природу трех священных гор региона Никко, - НантайСан (та, что возвышается над озером ТюдзэнДзиКо в «верхнем» Никко), НёхоСан и ТароСан. Там же можно осмотреть и другие предметы, имеющие статус национального сокровища или национального культурного достояния.


Фото 52 Старая деревянная деталь РинноДзи во временном музее храма

Как ни странно, даже находящийся на этапе реставрации храм может выглядеть интересно, точнее, - этот интерес умело создан устроителями. Внутрь «кожуха», наверх, по специальной лестнице, пускают (за деньги) обычных посетителей. Со специального внутреннего балкона, построенного на высоте 26 метров, можно увидеть ход восстановительных работ. Нечего и говорить о том, что всё это прекрасно организовано, все чисто и аккуратно.


Фото 53 Строительные работы в храме РинноДзи

Основная часть работ связана с заменой деревянных конструкций крыши и внутренних перекрытий храма. Думается, это весьма трудоемкая работа, но и, одновременно с этим, столь же необходимая: и на фотографиях, и в ходе реального осмотра временной экспозиции было видно, как сгнивает внутренняя часть деревянных конструкций за долгие годы нахождения во влажном японском климате.


Фото 54 ФутараСан Дзиндзя

Наконец, рядом с Тосёгу есть и еще один синтоистский храм – ФутараСан Дзидзя(二荒山神社) - также один из старейших храмов Никко, который, правда, вряд ли поразит входящих какими-либо архитектурными изысками. Храм ФутараСан ко всему прочему – крупный владелец земель в Национальном парке Никко. Вообще же стоит вновь заметить, что соседство – как в Никко – синтоистских и буддистских храмов в Японии можно видеть повсеместно. Видимого антагонизма между двумя ведущими религиями Японии нет, разные по религиозному происхождению (но похожие по форме) храмы очень часто, как и здесь, расположены порой очень близко по отношению друг к другу. Иногда синтоистский «собрат» призван даже выполнять функции по, так сказать, защите, оберегу своего буддистского соседа.