Эссе #1

Фото 1 «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»

Если, к примеру, ты приехал в Токио на неделю, и выдался только один свободный день целиком, чтобы отправиться за город, то, маршрут обычно выбирают из следующих вариантов: Хаконэ, Йокохама+Камакура, Диснэйлэнд или Никко. Последнее место – дальше, чем другие (примерно 170 км по автодороге), но в целом, наверное, интереснее. Это потому, что «в одном пакете» получаешь различные по характеру впечатления и видишь в течение одного дня совершенно разные образы Японии – знаменитый храм, связанный с историческим прошлым, водопад, горное озеро, живописную горную дорогу, - здесь соседствуют яркие природные и исторические достопримечательности.


Фото 2 В храме Тосё:гу в Никко

Если разобраться глубже, чего-то «самого-самого» в Никко, на мой взгляд, нет. Водопады – в Японии есть более красивые, чем Кэгон. Озера – тоже – есть более живописные, чем ТюдзэндзиКо. Дорога… Конечно, повороты горной трассы «И-ро-ха» впечатляют, но в Японии можно найти дороги и с более запоминающимися пейзажами. То же, думаю, касается, и храмов, - знаменитый Тосёгу, конечно, очень красивый храм, и исторической памяти здесь достаточно, но лично мне все же ближе храмы Нара или вообще где-то в глубинке. Никко знаменит ни чем-то по отдельности, Никко надо видеть именно «в комплексе». Его другое большое преимущество – в относительной близости к столице. Ехать туда надо с раннего утра – так, чтобы до вечера успеть побывать во всех пунктах типового «пакетного тура». Ну а если есть возможность остаться на ночь в Никко, то можно заехать и в близлежащий городок КинугаваОнсэн, - один из лучших онсэн-курортов страны. Как бы то ни было, Никко(日光) - безусловно, достопримечательность общенационального масштаба и одно из самых посещаемых иностранными туристами мест в Японии.


Фото 3 Там же

Никко можно условно разделить на «храмовую», «озерно-водопадную» и высокогорную части. «Храмовый» Никко – что Сергиев Посад в Московской области – храмов здесь более 100, но, конечно, своей красотой, исторической значимостью и, наверное, аурой, выделяется главный – синтоистское святилище Никко Тосёгу(日光東照宮) - часть всемирного культурного наследия ЮНЭСКО.

История храма напрямую связана с одной из самых известных в Японии династией сёгунов – Токугава и его основателем – Токугава Иэясу(徳川家康), чье имя я неоднократно упоминал и буду упоминать в разных сериях. Быть может, некорректно опять сравнивать с Россией, но Токугава Иэясу – человек, сопоставимый по значимости с Иваном Грозным или Петром Первым (хотя, и эпохи, и деяния – различны, и я говорю только об исторической значимости для своей страны).


Фото 4 Там же

Опущу детали сложной биографии Иэясу (1543-1616), которая изобиловала битвами, военными союзами, изменами, потерями, приобретениями, почестями и пр. Многим известна одна из важнейших вех жизни этого великого военачальника и политика – битва при СэкигаХара (1600 г.), в ходе которой войска восточной коалиции, которую возглавлял Токугава, победили воинов западной. В результате этой и последующих битв, в том Осакских кампаний, Иэясу, умело расправившись с кланами противников, фактически положил конец эпохе междоусобных войн и завершил объединение страны. При нем, в 1603 году, был основан сёгунат (самурайское правительство) в городе Эдо (нынешний Токио); власть сёгуната Токугава продлилась два с половиной века, до начала эпохи Мэйдзи. Войны закончились, наступили мирные века.

После смерти в 1616 г. Токугава Иэясу был похоронен на горе КуноДзан в префектуре Сидзуока, недалеко от места своей кончины. Согласно воле Иэясу, на горе Никко начали строить храм, будущий Никко Тосёгу, где в апреле 1617 г., через год после смерти, состоялось перезахоронение. Позднее внук Иэясу – Токугава Иэмицу(徳川家光)построил основные здания храма (всего их сегодня более 50-ти), которые в той или иной степени сохранились и по сей день. Нынешний вид храм обрел в 1636 г. Храм Никко Тосёгу стал со временем одним из символов власти сёгуната Токугава, но при жизни основатель династии – Иэясу не видел этих красот.


Фото 5 Там же, ворота КараМон

Никко Тосёгу, поистине, очень красив; в его постройке были использованы лучшие достижения прикладного искусства Японии того времени. Однако, своей яркой, броской красотой он резко контрастирует с другими величайшими синтоистскими храмами Японии, такими как Исэ Дзингу или Идзумо Тайся, тем самым доказывая, какой разной может быть храмовая архитектура даже в рамках одной религии. Мне кажется, по своему назначению и духу Никко Тосёгу – более мавзолей, нежели место осуществления молитв. Одновременно это – популярнейший туристический объект: на отдельных снимках видно, сколько в храме посетителей, и это типичная картина.

Одно из самых красивых мест в храме – ворота ЁмэйМон(陽明門) – имеет статус национального сокровища. Сбоку от ворот – стена с выполненными по дереву яркими орнаментами природной тематики; называется Кайро(廻廊). За этой стеной – очередные шедевры, такие как фантастической красоты ворота Карамон(唐門). Фрагмент барельефа над самими воротами можно увидеть на снимке 5; в непривычной для Японии белой гамме выполнены сюжеты на китайскую тему.


Фото 6 Там же

В храме множество резных деревянных изображений, самые известные из которых – барельефы «Три обезъяны» и «Спящая кошка». Знаменитых Трех обезьян(三猿) из храма Никко Тосёгу можно увидеть на моем самом первом снимке этой серии. Напомню, одна из обезьянок прикрывает лапами глаза, другая – уши, третья – рот. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю», по-японски: «мидзару, кикадзару, ивадзару» (見ざる、聞かざる、言わざる). Имеет место игра слов: старая форма образования отрицания в глаголах оканчивается на «дзару», обезьяна по-японски – «сару», а с озвончением согласной после предшествующего слога – получается тоже «дзару»… «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла - защищен от зла». Копий «Трех обезьян» полно не только в Японии, но и в других странах.