Эссе #13

Фото 53 Водохранилище на реке Тэнрю:

В одной из серий про префектуру Айти писал о районе, где сходятся границы трех префектур – Айти, Нагано и Сидзуока, районе труднодоступном, с удивительно низким для Японии уровнем развития дорожной сети.

В ходе поездки летом 2017 г. я попробовал с разных сторон подступить к ущелью реки Тэнрю:, этому «Бермудскому» треугольнику посреди острова Хонсю, и вот, что получилось.


Фото 54 Участок 152-ой дороги

Дорога № 152(国道152号線) идет ближе всего из государственных трасс к хребту Южных Альп, строго с севера на юг, из Нагано в Сидзуока. Если смотреть по карте крупного масштаба, то кажется, что она соединят две префектуры, но с приближением до мелкого масштаба становится понятным, что ровно на границе, в районе перевала АоКудзурэТо:гэ гос.дорога обрывается, переходя в ниточку префектуральной дороги. По ней как-то, наверное, можно пересечь этот горный район, а со стороны Сидзуока, спустившись, вновь оказаться на 152-м шоссе, которое, судя по карте, с другой стороны гор восстанавливается.

Все это хорошо в теории, но десятки раз практика движения по горным дорогам Японии оказывалась сложнее теории. Я, наученный этим, стал с некоторых пор либо внимательно читать специализированные сайты автолюбителей Японии, либо смотреть в интернете записи движения по проблемным дорогам с камер видео-регистраторов, которые и в Японии некоторые водители имеют и иногда размещают снятое в интернете. Смотреть и делать выводы.


Фото 55 Станция Мисакубо

При въезде на ту префектуральную дорогу стоит знак «движение крупногабаритных машин запрещено». В реальности в Японии это означает, что и обычные легковые проедут с большим трудом – их ждет узкая полоска вдоль обрыва, покрытая листьями и хвоей, упавшей с деревьев, множество крутых поворотов, и иногда и камни падают на таких дорогах. Конечно, романтика в путешествии должна быть, но в меру. Я отказался от движения на машине.

Вместо этого я, оставив машину у станции Тэнрю:Кё: на территории Нагано, сел в поезд линии Иида JR(飯田線), ехал на нем за час вдоль реки Тэнрю: (天竜) на юг, въехал в Сидзуока, вышел на станции Мисакубо(水窪駅), сел во встречный поезд и вернулся в Тэнрю:Кё:. На все это ушло почти три часа.


Фото 56 Поезд линии Тэнрю:Хамана

Поезд там, конечно, проходит, но и он идет впритык вдоль ущелья, и видно, что свободных площадей для автодорог там просто нет. Дорога идет где-то в стороне, но кто и как по ней ездит – так и осталось загадкой. По пути поезд делает с десяток остановок, в том числе на платформе с таким экзотическим названием, как НакаиСамураи, но при этом за все эти десяток остановок хорошо, если пару пассажиров вышли из поезда, и еще пара вошли. Жилых домов рядом почти нет. Как будто бы все эти платформы – только для туристов и любителей экстрима.

Про этот участок железной дороги, вдоль которого нет автомобильного дублера, я за некоторое время до поездки читал в одной японской книге, которая называется «Сто забытых станций Японии». Прекрасная книга, как раз для меня. Там есть, например, фотография платформы Ковада, где установлен стенд с надписью о том, что здесь сходятся три региона – Айти, Сидзуока и Нагано. Рядом – ни души, только внизу в ущелье шумно течет река Тэнрю: и раз в пару часов останавливается поезд. Вот такая экзотика есть всего в 250-300 км от Токио. Очень был рад, что добрался сюда.


Фото 57 Линия Тэнрю:Хамана

Сейчас в этих краях ведутся строительные работы по сооружению скоростной магистрали сквозь горы. Видел много строительной техники и редкий по красоте мост через ущелье, который находится на этапе строительства. Такая современная дорога здесь явно «просится».

Я же, затем поколесив три дня по Нагано, Гифу и Айти, в итоге вернулся на эту самую 152-ую дорогу, только со стороны Сидзуока, с юга, и доехал до той станции Мисакубо, где за несколько дней до этого уже был (только тогда на поезде с севера приезжал и вернулся потом назад). Таким образом, условный «круг» замкнулся, вот только на автомобиле преодолевать те перевалы я не стал.


Фото 58 Шоссе Томэй пересекает озеро Хамана

Надо сказать, что даже на более или менее обустроенном участке в северной части Сидзуока, дорога № 152 – все же весьма сложная трасса – в окрестностях г.Мисакубо на протяжении километров двадцати она имеет полторы полосы, то есть, надо уступать встречным машинам, постоянно останавливаясь в «карманах», при этом движение интенсивное, с автобусами и грузовиками. Долго едешь так, и усилия вознаграждаются – постепенно дорога расширяется, становится полноценной, двухполосной. Несколько десятков километров до станции Тэнрю:Футамата 152-ая дорога идет параллельно реке Тэнрю:. Кое-где река перекрыта дамбами, образованы водохранилища, где вода – ярко-голубого цвета (а крутые берега все покрыты яркой зеленью).

На станции Тэнрю:Футамата(天竜二又駅) я оставил машину, чтобы пересесть на поезд, - на этот раз – вновь частной железной дороги, линии Тэнрю:Хамана, которая, стартуя со станции Синдзё:хара, огибает живописное озеро Хамана, и заканчивается на ст.Какэгава. Этот поезд – что своеобразный деревенский трамвайчик – неспешно едет через рисовые поля и фруктовые сады, на каком-то участке выходит на побережье озера Хамана, бежит вдоль него. На обратный поезд я пересаживался на определенной платформе посреди рисовых полей, и вместе со мной поезд ждали скучающие ребята – школьники или студенты, уткнувшиеся в смартфоны. Провинциальная идиллия. В этом поезде как раз пассажиров было очень много, и на 90% то были пожилые туристы – для них тоже подобные поезда – объект развлечения.


Фото 59 Вид на озеро Хамана с роупуэя Кандзандзи

В этом месте я впервые за несколько часов перестал ехать параллельно реке Тэнрю:, свернув на запад в сторону озера Хамана(浜名湖). Озеро Хамана, если смотреть на карту, напоминает лиман на березу Азовского моря. Озеро соединено с Тихим океаном маленьким проливом вблизи станции БэнтэнДзима JR. Здесь проходит и линия синкансэн’а на участке от Хамамацу до Тоёхаси.


Фото 60 Закат на озере Хамана

Озеро Хамана – равнинный водоем, здесь нет крутых берегов и ущелий, но сама форма береговой линии озера достаточно изрезана, что более характерно для горных водоемов. Собственно, само озеро состоит из закрытых заливов – как будто самостоятельных островов или лиманов. С северной стороны вдоль озера идет платная скоростная дорога Томэи, по которой машины едут из Токио в Нагоя, Киото, Осака. Помню, и мы здесь ранее с семьей останавливались на сервисной зоне как раз на берегу озера и наслаждались видом заката. В этот же раз я увидел обратную картину – живописный мост, по которому бежит Томэи, - со смотровой площадки Кандзандзи подвесной канатной дороги Кандзандзи Роупуэй(かんざんじロープウエイ). Канатная дорога связывает два берега озера в красивом месте, и по пути, из кабинки можно увидеть набережную озера со множеством курортных гостиниц, а также прогулочные кораблики, снующие туда сюда по этому огромному лиману. А с восточного берега к озеру примыкает крупный промышленный центр префектуры Сидзуока и всей страны – город Хамамацу.