Эссе #7

Фото 28 Побережье Японского моря в бухте Араисо под г.Масуда

В далекой, малонаселенной и оной из самых низкодоходных (правда, в ровной с социальной точки зрения Японии это понятие относительное) префектур Японии – Симанэ – во второй раз я побывал по пути из одной части (восточной) в другую (западную) часть префектуры Хиросима. Сделать крюк на север и остановиться на ночевку в Симанэ подвигло желание просто чуть больше увидеть, иначе мое «белое пятно» (места, где не бывал) простиралось бы слишком широко – все побережье Японского моря от храма Идзумо Тайся и до г.Хаги, что уже в преф.Ямагути.


Фото 29 Онсэн в гостинице АраисоКан

Местом ночевки был выбран городок Масуда(益田), лежащий на побережье Японского моря. Симанэ, как и соседняя Тоттори – не избалованные туризмом префектуры, почти нет здесь и промышленности. Природа да сельское хозяйство, да редкие дома – вот и все, что можно здесь увидеть. Если на западе преф.Симанэ есть вышеупомянутый Идзумо – одна из главных синтоистских достопримечательностей Японии, а также старые рудники Ивами и др., то восток Симанэ с точки зрения туризма «пустоват». Да и гостиниц здесь раз два и обчелся. В одной из них мне и удалось остановиться, и вот это был незабываемо!


Фото 30 Вид на террасу АраисоКан

Прибрежный отель АраисоКан(荒磯館) находится в живописной одноименной бухте Араисо, прямо на берегу, и именно здесь поймал я редкие на самом деле ощущения в гостиничном онсэн’е: будучи погруженным в горячую воду источника, созерцать морскую гладь залива под таким углом, что, кажется, будто это все единое водное пространство – и онсэн, и море! (см.снимок). Такое приходится часто видеть в рекламе онсэн-отелей и кажется это, действительно, чем-то неземным. Но реклама есть реклама, и в реальной жизни я лично почти не видел такого, но, вот, в этой гостинице красивый ракурс удалось поймать (хотя на самом деле между морем и онсэн’ом – еще метры пространства. Созерцать красивое море, находясь при этом внутри горячего источника, - одно из известных и популярных в Японии наслаждений.


Фото 31 Станция Масуда

И вновь отмечу, море для японцев в первую очередь – объект созерцания, но не купания. Отель находится в защищенной от больших волн бухте, но при этом своего пляжа у гостиницы нет (хотя веранда со столиками написает над каменистым берегом, и ночью слышен шум воды, то есть море – буквально, под боком!). Японское море ласковое – лучше, чем Тихий океан, и в том октябре вода была еще теплая, но, конечно, японцы не купаются осенью, да и вообще редко погружаются в морскую воду.

Там же, в этой же гостинице был подан прекрасный ужин, состоящий в основном из морепродуктов, выловленных в том же Японском море «по соседству». Как и везде в Японии, в таких местах принято подавать на ужин и завтрак в первую очередь местные продукты или же универсальные продукты, но приготовленные каким-то особым, распространенным только в данной местности, способом.


Фото 32 Храм МанпукуДзи в Масуда

В тихом городе Масуда я посетил, в частности, два буддистских храма, которые значились на местных туристических сайтах как главные достопримечательности. Первый – МанпукуДзи(萬福寺). Ничем особо не примечательный с виду храм на самом деле известен и за пределами Масуда, Японии в целом, - благодаря тому, что он связан с именем известного японского художника средневековья (и буддистского монаха) Сэссю(雪舟).


Фото 33 Там же

Сэссю (1420 – 1506) – принес в Японию из Китая технику рисунка монохромной тушью – сумиэ. Сумиэ очень распространенный вид японской живописи. Немного его работ можно увидеть и в самом храме МанпукуДзи. Сам храм, вернее его основной холл, представляет собой скромное деревянное сооружение, напоминающее издалека обычный жилой дом эпохи Эдо. Однако основная красота скрывается в саду храма, созданном, как сообщили нам, именно руками Сэссю. Японский сад МапукуДзиТэйэн(萬福寺庭園) - совсем маленький участок земли, по размерам напоминающий небольшую панораму в музее. Осмотр возможен только с внутреннего балкона («энгава») самого храма.


Фото 34 Сад Сэссю в МанпукуДзи

Сад завораживает. Конечно, его надо смотреть в тишине и неплохо бы понимать, что видишь. Помогла пожилая сотрудница музея. Оказывается, японские традиционные сады того периода (эпоха Муромати) отличаются концептуально от садов эпохи Эдо (те более привычны и понятны для туристов) или Мэйдзи (когда в моду входило все западное, в том числе английская культура садоводства). В те годы, почти полтысячи лет назад, в японское культуре, в буддизме, в частности, присутствовали иные эстетические понятия. Сад того времени – я бы сказал, квинтэссенция недосказанности, полутонов, символизма. Чем-то он напоминает РёанДзи в Киото.

Здесь тоже основной элемент архитектуры сада – камень. Именно из камней складываются те или иные «картинки» в этом саду. Есть и искусственный ручей, есть земляной «перешеек», самодельные холмики и т.п. Ручей – это река жизни. Все другие элементы искусственно созданного рельефа в сочетании с камнями тоже имеют свой переносный смысл. Очень интересно, хотя и понимаю, что для полноценного осознания этой внутренней красоты необходимо быть более подкованным с точки зрения как истории Японии, так и буддизма (а это слабые звенья в моих знаниях о стране).


Фото 35 Сад Сэссю в ИкоДзи

Второй храм в Масуда – ИкоДзи(医光寺)находится совсем недалеко. И вновь – то же: пара скромных деревянных зданий посреди одноэтажного жилого района, а за одним из них также обнаруживается похожий на первый и глубокий по содержанию сад – Сад Сэссю в Икодзи(医光寺雪舟庭園).