Эссе #2

Фото 4 Канат Симэнава

Идзумо Тайся посвящен богу ОкуниНуси(大国主) - одному из самых известных героев японской мифологии, который был одним из основателей японской нации (по иероглифам – «Большой Хозяин Страны»), и жизнь которого описана в древних сказаниях «Нихон Сёки» и «Кодзики». Как и жизнь других богов в синтоизме, жизнь ОкуниНуси была богата самыми, что ни на есть, мирскими событиями – любовь, дружба, вражда, попытка убийства и собственные воинские деяния.


Фото 5 Дерево на территории храма, все в «пожеланиях»

На фоне обычных вех человеческой жизни мелькают эпизоды, заставляющие вспомнить, что вообще-то речь идет о боге; например, ОкуниНуси с помощью огородного инструмента – заступа - «притягивал» к краю Идзумо (где он, собственно говоря, и жил), ни много ни мало, прочие земли. Каменная статуя ОкуниНуси (вернее, наших представлений о нем) видна на фото 8.


Фото 6 Аллея с шуршащим гравием

Считается, что и в наши дни, каждый год в октябре, «ками» со всей Японии собираются здесь, в храме Идзумо Тайся, на свое «ежегодное собрание», и этот период называется здесь «месяцем, проведенном вместе с богами». Ежегодное собрание «ками» в том виде, в котором мы, обычные люди, можем его осознать, - это храмовый праздник «мацури» под названием «КамиМукаиСай»(神迎い際). Он начинается на морском берегу ИнасаНоХама, в соответствии с мифом «КамиАриДзуки»; там ведется подготовка к шествию. После заката священнослужители из Идзумо Тайся устраивают для богов приветственный фейерверк, завлекая их к себе. Затем земные участники шествуют через город к храму Идзумо Тайся, и считается, что среди людей идут и боги, точнее – это люди сопровождают богов к храму. Прибыв в храм Идзумо, «ками» уходят совещаться между собой.


Фото 7 Майские цветы

Храм существует более 2000 лет, но точный год постройки неизвестен. Идзумо Тайся связан с жизнью императорской семьи: каждый год 14 мая, на праздник Рэйсай в храме Идзумо посланники Императора делают специальные подарки храму. В храме иногда проводятся церемонии бракосочетания членов семьи Императора.


Фото 8 «Ками» ОкуниНуси в камне

Храм выполнен в старейшем для японского синтоизма архитектурном стиле – «тайся дзукури». Когда мы были здесь, основной зал Идзумо Тайся, к сожалению, был закрыт из-за масштабной реставрации крыши (которая проводилась с 2008 по 2013 г.), потому попасть туда было нельзя; но масштабы сооружения можно было понять по огромным строительным лесам. Высота – 24 метра – самая большая для синтоистских храмов Японии. Ранее, судя по материалам расположенного рядом с храмом музея Идзумо, храм стоял на высоченных сваях, и чтобы попасть в него, необходимо было подняться по длинному покатому помосту. О том, как это выглядело в древние времена, дает представление макет конструкции. То, что мы видим на переднем плане моих снимков реального храма, - временное сооружение.


Фото 9 Макет древнего помоста, ведущего к храму

Всеобщее внимание в Идзумо Тайся привлекает к себе огромный толстенный канат, сплетенный из рисовой соломы, висящий над входом в святилище «КагураДэн» (крупнейший из открытых на тот момент объектов). Такие атрибуты типичны для многих синтоистских храмов, но именно здесь такой канат, называемый «Канат Симэнава», имеет огромную популярность; его длина составляет 13 м, вес – 4 с половиной тонны.


Фото 10 Макет самого храма Идзумо Тайся

Идзумо Тайся станет значительно легче понять, если с начала либо прочитать о нем или о синтоизме вообще, либо до визита в храм побывать в расположенном рядом Музее древнего Идзумо(出雲歴史博物館). Подавляющее же большинство посетителей, как мне кажется, просто приходят сюда, чтобы, не вдаваясь в исторические детали, уединиться в своем общении с богами, традиционно закрыв глаза и сложив ладони.