Эссе #10

Фото 31 Река Аракава в ущелье Нагаторо

В равнинной, густонаселенной, урбанизированной префектуре Сайтама найти кусочек живой природы не так просто. Для этого надо ехать на запад, в район Титибу, где сплошные жилые кварталы, столь свойственные центральной и восточной частям префектуры, сменятся горными пейзажами.

…Задавшись целью сделать большое кольцо длиной 300 км по дорогам Сайтама и Яманаси, пересекая при этом хребет Титибу по 140-ой дороге и тоннель Карисака, в один прекрасный день я выехал из Токио на север, по скоростному шоссе Канъэцу, - чтобы вернуться потом с запада по другому шоссе - Тюо. Спустя примерно час езды сворачиваем на государственные дороги, едем 30-40 км по сельской местности и оказываемся в местечке под названием Нагаторо(長瀞). А день, кстати, действительно, выдался прекрасным – яркое солнце, теплая ранняя осень. Вообще сколько же раз мне везло с погодой в Японии, хотя в целом в этой стране, как известно, продолжительный влажный, дождливый сезон.


Фото 32 Там же

Нагаторо – это и район префектуры Сайтама, и станция частной железнодорожной линии Титибу Тэцудо(秩父鉄道), и – самое главное – название «ущелья». Писал в одной из серий, что ущелье – весьма условное понятие в Японии (это часто бывает просто участок реки с порогами и относительно высокими берегами). Так и есть в Нагаторо: река Аракава (которая затем протекает и в Токио), становится здесь, скажем так, похожей на горную реку. В преддверие этого и сформировался этот, очень живописный участок с каменными «подушками» («блинами») и чистейшей прозрачной синей водой. На берегу – лодки, по которым можно совершить сплав вниз по реке на несколько сотен метров (обратно довозят на автобусе); такой сплав – вообще довольно распространенный вид отдыха, развлечений на неопасных горных, да и просто быстрых равнинных реках.


Фото 33 Конечная станция железнодорожной линии Титибу Тэцудо

…Продолжаем ехать по 140-ой государственной дороге на запад, в сторону гор. По пути проезжаем город Титибу, о котором я писал в предыдущих сериях о Сайтама. Одноименная железнодорожная ветка заканчивается в пункте МицуМинэГути(三峰口) - отсюда начинается настоящая горная местность, 140-ая дорога тоже начинает виться серпантином.

Нельзя не остановиться у одноименной станции МицуМинэГутиЭки (на снимке) – старое, но добротное деревянное здание, выкрашенное в голубой цвет, крыша также держится на деревянных столбах; на запасных путях стоят раритетные паровозы; такое часто можно встретить вот на таких провинциальных станциях, где порой на базе старого подвижного состава создаются железнодорожные музеи под открытым небом или же, по меньшей мере, площадки для отдыха детей. Милое место, ну а дальше какое-то время едем вдоль той самой реки Аракава, которая теперь уже, выше по течению, представляет собой быстрый и узкий горный поток.


Фото 34 В храме МицуМинэ Дзиндзя


Фото 35 Там же

Цель на этом этапе – одна из самых известных синтоистских святынь во всем регионе Канто – храм МицуМинэ Дзиндзя(三峰神社). Храм находится в труднодоступной горной местности. Не то что бы очень высоко – просто трудно добираться – надо ехать много километров по еще более узкой и еще более извилистой дороге. МицуМинэ Дзиндзя, как и многие храмы, расположенные вдали от населенных пунктов, имеет в распоряжении широкие площади. Чтобы просто обойти территорию храма и увидеть все постройки хотя бы снаружи, потребуется минимум час.


Фото 36 Там же


Фото 37 Там же

МицуМинэ был основан в этом месте более 1800 лет назад. Храм синтоистский, но имеет (как и многие другие храмы этой религии) в своем оформлении китайские мотивы – это и яркие краски, преимущественно красного, синего и коричневого цветов, и изысканная резьба по дереву в оформлении элементов крыши и балконов; наконец, сами деревянные скульптуры – и те похожи на китайцев (хотя китайцы к синтоизму, вроде бы, отношения не имели). Также повсюду видны фигурки волков (отдельные «особи» даже одеты в накидки). Волки здесь имеют статус «посланников ками» (богов), и волки здесь «сидят» повсюду и, видимо, «со смыслом».


Фото 38 Развязка на 140-ом шоссе у плотины Такидзава

Так прошла половина пути от Токио до Токио (по разным шоссе, через преф.Сайтама и Яманаси). Больше всего в тот день мне запомнилось то, что я видел вслед за вышеупомянутым храмом, - Плотина Такидзава(滝沢ダム) и витки автомобильного моста перед ней (см. соответствующее фото). Вот где восхищаешься в очередной раз совершенству японской инфраструктуры!


Фото 39 Плотина Такидзава

Сооружение такой мостовой конструкции потребовалось для того, чтобы резко забраться на большую высоту в связи со строительством дамбы с большой разностью высот – поэтому видимо пришлось стоить спиралевидный мост – иных возможностей ограниченная горами местность не предоставляла. Я с огромным удовольствием по нему проехал, и потом выходил на двух смотровых площадках, сооруженных поблизости для осмотра как раз самого дорожного сооружения, а также плотины. У последней перепад высот вообще такой, что дух захватывает. К плотине примыкает ГЭС. Как это часто бывает, сама мощность ГЭС не такая большая (как и вообще доля гидроэлектростанций в энергобалансе страны), но вот со зрелищной точки зрения плотины в Японии – это очень впечатляет, это не менее интересно, чем музеи или горные перевалы.


Фото 40 Мост перед входом в тоннель Карисака

Последний в этот день пейзаж на территории префектуры Сайтама я заснял со смотровой площадки перед входом в тоннель Карисака(雁坂トンネル) - очередной шедевр японского дорожного строительства. Тоннель имеет длину 6,6 км, проложен под одноименным перевалом, имеющим высоту 2,1 км; строительство было завершено в 1998 г. и тем самым было обеспечено дорожное сообщение прямое между двумя префектурами – Сайтама и Яманаси.

Судя по всему, проезд по этому тоннелю когда-то был платным, но, когда в 2015 г. по нему ехал я, платить не пришлось. Потом узнал, что то было какое-то временное освобождение от платежей. Впрочем, много раз приходилось встречаться с такими явлениями, как отмена проезда по заявленным как платные дорогам. Трудно сказать, связано ли это с тем, что инфраструктурный проект уже окупился, или же с какими-то еще (социальными?) причинами, сказать трудно.