Эссе #2

Фото 3 В центре Осака

Кансай с городом Осака в центре иногда называют «японской Италией». Быть может, это сравнение несколько условно, но нечто общее с Италией у региона Кансай, определенно, есть – и в более южной природе, и в более, чем к северо-востоку от Осака, громкой и певучей речи, и – вот это уж точно – более властных и тоже громкоголосых женщинах. Как Италия отличается от стран более северной Европы, - по тем же признакам Кансай, считают многие, отличается от столичного региона Канто и прочей Японии.

Еще одна региональная особенность Осака – ее торговые традиции. Считается, что регион Кансай – центр коммерции Японии; здесь особенно сильны традиции торговли, здесь родились многие известные в Японии торговые компании. Дух торговли, притом не только крупной, но и мелкой, в целом атмосфера активного, даже агрессивного предпринимательства, пронизывают городскую жизнь в регионе Кансай. Действительно, торговый капитализм в Японии во многом обязан своему происхождению людям из этой части Японии. Так, в 1882 г в Осака один из самых известных японских капиталистов 19-го века Эйити Сибусава(渋沢栄一)основал Осакскую прядильную компанию(大阪紡績会社), содействуя развитию текстильной промышленности в том регионе Японии. Именно эта отрасль стала в те годы важнейшей в структуре промышленности страны и определила впоследствии ее экспортный потенциал; развивались и другие отрасли промышленности и транспорта, в том числе железнодорожный.

Что касается железных дорог, то в районе Осака значительно больше, чем в Токио, региональных частных железнодорожных компаний, в то время как в Канто большая доля в перевозках пассажиров приходится на бывшую государственную компанию JR; и в этом тоже, на мой взгляд, можно увидеть более острое, чем в Канто, предпринимательское чутье бизнесменов этой части Японии.

Еще один характерный пример – компания Мацусита Дэнки, более известная в мире и в России по названию своего ведущего бренда бытовой электроники «Панасоник». Основатель компании Коноскэ Мацусита начал свой бизнес в 1918 г. именно в Осака; начал с того, что можно было бы сегодня назвать «электроремонтная мастерская», сарайчик, где он сам «на коленке» мастерил нехитрую электротехнику тех лет. В 1933 г. в Осака был запущен первый крупный электротехнический завод этой компании. В 1952 г. Мацусита установил партнерские отношения с голландской компанией Филипс, и в том же году стал самым богатым человеком Японии. Начав бизнес с мастерской, он выстроил компанию, ставшую лидером мировой отрасли и одним из лидеров японской экономики.


Фото 4 Бывшее здание компании «ИТОЧУ» в Осака

Харизматический лидер, Коноскэ Мацусита, воплощение «японской мечты», являлся одновременно и носителем своей философии управления, одним из принципов которой было достижение общественной гармонии через деятельность частных корпораций. Эти и другие «неэкономические методы управления» - характерный пример принципиальных отличий японской модели от, скажем, американской, но это – тема другого разговора…

…Многие японцы, даже из конкурирующего Токио, любят подчеркивать, что в Осака (и в соседних Киото, Кобэ) вкуснее готовят различные блюда национальной японской кухни, нежели в столичном регионе, где они, якобы, «пресноваты». И многие видят в этом то самое проявление разницы в темпераментах, о чем я упомянул выше в разговоре об «Италии» (более горячие люди создают более пикантные блюда, - что-то вроде этого). Быть может, это так.

Я же, к сожалению, не могу сказать, что настолько хорошо знаю Осака. За 5-6 поездок сюда в разные годы и с разными целями я, конечно, увидел город, его основные достопримечательности, ел вкусные блюда местной японской кухни и т.д., но вот самой «кансайской» сути этого города лично я не почувствовал, вернее, не успел. Еще раз скажу: для того, чтобы понять глубинные отличия Канто от Кансай, необходимо пожить и там, и там.

…В ходе одной из поездок сфотографировал старое здание головного офиса компании ИТОЧУ, - той, где работаю сейчас. Это было еще до переезда в новый комплекс в районе Умэда. ИТОЧУ, как и Марубэни, относится по своему происхождению к «кансайской» группе торговых домов, - как я пишу в серии «Сига», ее основатель – родом из этого региона, и по своему «коммерческому стилю» она, мне кажется, ближе «агрессивным» кансайским традициям, в отличие, скажем, от более «чопорных» и более близких к правительству Японии конкурентов токийского происхождения, таких как Мицуи или Мицубиси.