Эссе #15

Фото 85 Мост Ирабу Оохаси – вид с возвышенности Макияма

Настоящим украшением одного из островов, относящихся к префектуре Окинава, - о.Мияко – являются мосты! Но с начала - несколько слов о самом острове. Оба главных острова крайней юго-западной «группы» - Исигаки и Мияко – чем-то очень похожи: если смотреть на карту, становится понятно, что оба они имеют аналогичную форму, условно «вписывающуюся» в равносторонний треугольник. Примерно одинаково в них и население – немногим менее 50 тысяч человек на каждом. Но в рельефе есть большие отличия. Исигаки – холмистый, даже гористый остров, где большая часть береговой линии – скалистая. Пляжей относительно немного. Мияко же равнинный остров, практически без возвышенностей. Пляжей много, повсеместно, и пляжи великолепного качества.


Фото 86 Мост Ирабу Оохаси

В непосредственной близости от о.Исигаки других островов нет; до ближайшего – Такэтоми – плыть 10-15 минут на катере. А вот вблизи о.Мияко находится сразу три населенных острова, которые как бы примыкают к нему со стороны условных «вершин» этого «равностороннего треугольника, и расстояния до каждого из них – от 1,5 до 4 км.

Остров Мияко связан со всеми ближними соседними островами – Ирабу(伊良部), Икэма(池間) и Курима (来間) мостами, и каждый из этих мостов представляет сам по себе, безусловно, яркую местную достопримечательность.


Фото 87 На мосту Ирабу Оохаси

Самый большой и самый молодой по возрасту из них – Большой мост на Ирабу(伊良部大橋) - это без преувеличения очередной шедевр японского мостостроения. Мост проложен над проливом между островами Мияко и Ирабу в самом узком месте, его длина в целом около 6 км, в том числе надводная часть – 3,5 км. Высота в самом высоком пролете – 27 м, ширина – 8,5 м. Мост не совсем прямой, по пути он делает изгиб, также имеются подъемы и спуски относительно горизонтальной оси (в месте прохода судов и еще в паре других мест). Будучи очень узким относительно длины, мост Ирабу Оохаси издалека напоминают змейку, но вообще это – необыкновенное зрелище.


Фото 88 Прибрежная дорога на о.Ирабу и вид на Ирабу Оохаси

Есть несколько точек для обзора, в том числе видовая площадка Макияма(牧山展望台)со стороны о.Ирабу. Но оттуда – далековато. Лучший вид на мост – как ни странно – с самого моста. Посередине главного пролета есть небольшие карманы для машин, там я вышел и сделал запоминающиеся снимки моста в обе стороны и фото океана под собой. Именно с середины моста наиболее живописно выглядит извивающаяся и уходящая вдаль, в обе стороны, узкая змейка автодороги. Однако, главное в этом мосту Ирабу Оохаси – даже не виды, а его экономика.

Строительные работы по сооружению Большого моста Ирабу длились почти десять лет – с 2006 по 2015 г. Движение открылось в последний день старого финансового года – 31 марта 2015 г. Суммарные расходы составили 38 миллиардов иен, что по нынешнему курсу составляет около 350 миллионов долларов. Теперь о другом: население Ирабу – около 6 тысяч человек. Вдумайтесь: ради по сути дела деревни с населением 6000 человек (а крупных достопримечательностей на Ирабу нет; специально ехать туда из Мияко не обязательно, то есть большого туристического потока тоже нет) страна сооружает грандиозный мост длиной 6 км и стоимостью 350 миллионов долларов!


Фото 89 Мост Икэма Оохаси

Не знаю, возможно ли это где-либо еще на Земном шаре… Максимум, сделают паром, но чтобы такой мост… Япония, в очередной раз об этом твержу, великая инфраструктурная держава и, выскажу в этот раз одну крамольную мысль, великая социалистическая страна (в смысле – государство существует для людей, для социума). Маленькая ремарка: мост бесплатный для пользователей, и это самый длинный бесплатный мост в Японии.

Обратная сторона всех этих красот, вновь подчеркну, - большой внутренний долг Японии. Вне экономической теории (хоть я и кандидат экономических наук) я это трактую так: государство должно своему населению за то, что строит прекрасную инфраструктуру для своего же населения (и заодно для меня – активнейшего пользователя этой инфраструктуры).


Фото 90 Мост Курима Оохаси

Другие мосты на о.Мияко являют собой как бы уменьшенные копии моста на Ирабу. На остров Икэма (население – около 600 чел.) ведет Большой мост на Икэма(池間大橋) длиной 1,4 км; годы строительства 1986-1992, бюджет – около 90 миллионов долларов. На остров Курима (население – около 200 чел.) соответственно, проложен Большой мост на Курима(来間大橋), длиной около 1700 м.; годы строительства 1988-1995; бюджет неизвестен.


Фото 91 Относительное бездорожье на о.Мияко

Под полотном автомобильного моста на Курима проложен водовод, по которому на этот маленький остров со стороны большого «собрата» МиякоДзима поступает вода для ирригации. Действительно, заметил, что маленький о.Курима весь как расчерчен на мелкие квадраты фермерских хозяйств; сельское хозяйство развито.


Фото 92 Там же

Стоит также отметить, что вообще государство очень заботится о социальной инфраструктуре на таких удаленных островах и тратит немалые средства на это. Так, на о.Такэтоми отсутствует свой мусоросжигательный завод (а закапывать мусор, как в России, - абсолютно недопустимая роскошь для Японии), потому мусор вывозят на корабле на Исигаки, и там уже перерабатывают.


Фото 93 Автомобильная дорога «сквозь» сахарный тростник

Несмотря на такую прекрасную инфраструктуру, на островах можно найти и уголки, куда прогресс особо не ступал, как, например, отдельные участки не асфальтированных дорог (сразу вспомнил Хоккайдо на другом конце Японии – там это тоже есть). Экзотикой также выглядели отдельные участки асфальтированных дорог, где сахарный тростник настолько разросся, что практически полностью закрыл проезжую часть; ехать приходилось очень медленно, как ледокол на замерзшем море, «расчищая» носом машины себе пусть сквозь заросли.