Эссе #10

Фото 41 В музейном квартале Бикан г.Курасики

После некоторого перерыва возобновляю свои эссе о сорока семи префектурах Японии! Поездок по стране было в эти последние пару лет столь много, что «перо» не успевало за жизнью, и я просто порой не имел достаточно времени осмыслить увиденное. А ведь еще надо и работать, а не только отдыхать))

Все меньше и меньше мест в стране, где я не бывал. Все большее число поездок так или иначе дублируют уже состоявшиеся. Если и имеет место поездка по новым местам, то, все равно, каким-то своим краешком она «заденет» уже пройденные маршруты или уже увиденные ранее достопримечательности.

Поездка в январе 2019 г. в префектуры Окаяма и Хиросима преследовала, в частности, цели побывать в тех точках, в которых я, хоть и бывал ранее, но недостаточно времени посвятил их осмотру. Первая такая точка – старый квартал Бикан г. Курасики, о котором я уже писал в ранних сериях о преф. Окаяма.


Фото 42 Вход в художественный музей Охара

Несмотря на январь, температура была плюс 12-14, а днем под солнцем и теплее, так что можно было ходить даже в одной рубашке. Лишний раз вспомнишь, что Окаяма – одна из самых солнечных и благодатных с точки зрения климата префектур страны. Здесь, в Курасики я в этот раз посетил один из ведущих японских художественных музеев – музей Охара(大原美術館) с ценным собранием картин европейской, мировой и японской живописи. Как это часто бывало в Японии (да и не только в Японии), начало создания коллекции произведений искусства было положено богатыми меценатами в период развития капиталистических отношений – то бишь, в Японии, это приходится на вторую половину 19-го века – начало 20-го веков, эпохи Мэйдзи и Тайсэй.

Неудивительно, что такой музей возник именно в городе Курасики – здесь, в прибрежной части Окаяма, исторически развивалась обрабатывающая промышленность (в Японии пионером индустриального развития была текстильная отрасль); имеется выход к морю, плюс реки, обеспечивавшие транспортировку до морских портов товарной продукции из материковых районов. Богатый промышленный регион давал и своих капиталистов-меценатов. Музей Охара – один из лучших художественных музеев Японии в целом.

…После короткого путешествия на местной железной дороге от ст.Курасики по промышленной зоне города, я взял машину и отправился первым делом на смотровая площадку на гору Васю:Дзан(鷲羽山). Отсюда открывается вид на один из лучших промышленных пейзажей Японии – символ периода высоких темпов роста экономики 70-80 гг. – промышленный комбинат Мидзусима (水島コンビナート).


Фото 43 Стена и окна традиционного «Дома зажиточного горожанина» г.Курасики 19-го века

Именно эту экономику Японии я изучал в вузе в 1983-88 годах. Комбинат Мидзусима – один из символов эпохи сверхвысоких темпов роста экономики Японии 60-80-х годов, развития промышленности вширь и вглубь, свидетель периода расцвета химической промышленности и тяжелого машиностроения страны.

Для меня лично это и сегодня один из ностальгических символов той Японии, в которую я погрузился в ходе изучения японского языка в 80-е годы 20-го века. Тогда, не перестану повторять, казалось, вот-вот, еще немного, и, уверенно занимавшая второе в мире место экономика Японии приблизится к экономике США и сможет быть сопоставима с ней с точки зрения ВВП и объемов промышленного производства.

Демонстрировавшая невиданные темпы роста (свыше 10% в год, и на протяжении двух десятилетий) Япония в 80-е годы имела пока еще резерв экстенсивного развития, то есть, создавались новые промышленные предприятия, на них было кому работать (сейчас – некому; население снижается, и молодежь не идет работать на заводы), и производимую на них продукцию можно было (с учетом тогдашнего курса иены и издержек производства в Японии) отправить на экспорт и легко продать на зарубежных рынках.


Фото 44 Вид на промышленный комбинат Мидзусима

К величайшему моему сожалению, Япония с тех пор резко замедлила свое развитие, темпы снизились до 1-2% в год; на фоне дорогой иены промышленность с низкой добавленной стоимостью была вынесена за пределы страны; Япония безнадежно отстала от США (где несопоставимыми с Японией темпами стала развиваться IT-индустрия), а позже и Китая. Пройдет еще несколько лет, и Японию опередит по объемам ВВП и Индия. С сожалением предсказываю, что через пару десятилетий комбинат Мидзусима будет, если не стерт с лица земли, то сокращен по площади в разы, а на образовавшихся площадях построят нечто вроде тема-парков, где основными посетителями станут гости из Китая и стран Юго-Восточной Азии (их и сейчас уже море, но только пока не в Мидзусима).

…Ближе к станции, точнее, в районе «музейного» квартала, Бикан вы неизбежно встретите еще много иностранцев, но в 10 км оттуда, в промышленной зоне Курасики – нет, я не встретил ни одного. Снимки, которые я помещаю в этом рассказе, сделаны с пирса судостроительной верфи Санояс, которая находится в юго-восточной части города Курасики, на пути из центра города к знаменитому мосту СэтоОохаси. Я ехал на арендованном автомобиле по 430-ой госдороге, свернул к верфи, оставил одинокую машину на пристани и полчаса гулял с фотокамерой по побережью. Тихо, только волны «облизывают» поросший ракушками пирс.

Разговорился с местными жителями (около десятка людей ловили рыбу на бетонном пирсе). Они признали, что именно верфь Санояс – лучшее место для обзора промышленного комбината Мидзусима (тот находится на другом берегу пролива). Сами они, впрочем, мало интересовались пейзажами, сосредоточившись на рыбной ловле. Между нами и противоположным берегом медленно проплывали корабли – на них везут экспортную продукцию.


Фото 45 Там же

Сама верфь – часть мощной когда-то, а ныне давно уже отошедшей на второй план судостроительной индустрии Японии. Того уровня международной конкурентоспособности уже нет – в судостроении вперёд Японии вышли Корея и Китай. Уверен, завод работает сегодня далеко не на полную проектную мощность – как и многие его соседи. Экономика Японии сегодня – это отрасли сферы услуг и производства высокой добавленной стоимости (как полупроводники, автомобильные компоненты, например), но не металлоемкое судостроение.

Помимо этого, в промышленном комбинате Мидзусима имеются предприятия различных отраслей машиностроения, химической промышленности и черной металлургии. Например, химический гигант «Асахи Касэй», производитель автомобилей «Мицубиси», JFE – вторая по размеру производства металлургическая компания страны. Для меня эти названия близки еще и потому, что почти со всеми компаниями я так или иначе встречался по работе. Кроме того, как отмечал, все эти компании – символы промышленного расцвета Японии, ну и, вот, еще и объекты «фотоохоты».

Промышленные пейзажи, действительно, впечатляют: трубы, трубы, трубы… Интересно посмотреть на комбинат Мидзусима как бы с 4-х сторон (так я и сделал): во-первых, как писал, проехать на местном поезде из двух вагонов от ст.Курасики до ст.Мидзусима и посмотреть на заводы и нехитрые жилые кварталы из окна поезда. Во-вторых, подняться на смотровую площадку горы ВасюДзан (для этого точно потребуется машина или такси). Особенно впечатлит вечерний (ночной) пейзаж, когда все эти непонятные для непрофессионала хитросплетения из труб засверкают благодаря подсветке как рождественские ёлки.


Фото 46 На пирсе судостроительной верфи Санояс

В-третьих, проехать на машине вокруг всех этих заводов. В отличие от России, проезд по таким местам почти везде открыт, дороги широкие (для грузовиков). Хотя Япония и сделала огромные шаг вперед по сравнению с 60-70-ми годами с точки зрения экологичности производства, все равно внимательный взгляд поймает кое-где поблизости от химических производств белесые кустики, на которых явно сказалось такое соседство, а «внимательный нос» ощутит кое-где и едковатые химические запахи. Ну и в-четвертых, в завершении программы стоит оказаться на пирсе Санояс, чтобы побыть в полной тишине и ощутить, что даже в сердце одной из крупнейших промышленных зон Японии есть место романтике и идиллии…

Интересны и впечатления от ночевки в гостинице в Мидзусима. В городе несколько скромных отелей. Кроме меня, «праздного» и с фотокамерой, на завтраке были исключительно (судя по униформе) инженеры и рабочие, которые, очевидно, прибывают сюда в командировки на соответствующие предприятия. Но туристов почти нет. Если устали от толп туристов, Мидзусима – одно из мест для отдыха.