Эссе #7

Фото 21 Эпическая картина Сэто Оохаси

В 2016 г. мне, наконец, удалось проехать по «мосту мостов» Японского архипелага – знаменитому творцу японской мысли, инженерии, амбиций и финансов эпохи экономики «мыльного пузыря» - Большому мосту Сэто(瀬戸大橋). Напомню, Сэто Оохаси связывает между собой острова Хонсю и Сикоку в районе префектур Кагава и Окаяма. Выехал я на него со стороны о.Сикоку, под проливным дождем переехал на северную сторону, а после ночевки на стороне Окаяма утром (когда и погода улучшилась) преодолел то же расстояние, туда и обратно, на поезде. Ну и потом пофотографировать удалось. Сказать, что это впечатляет, - ничего не сказать. Сэто Оохаси – грандиозное, немыслимое сооружение.


Фото 22 Во время движения на поезде через Сэто Оохаси

«Большой мост Сэто» имеет общую длину 12300 метров, в том числе надводная часть – 9367 метров; высоту (в самой высокой точке) – 194 (!) метра. Максимальная длина между опорами – 1100 метров. Сэто Оохаси – самый крупный в мире комбинированный (автодорога + железная дорога) мост.

Строительство было начато в 1978 г., а пущен был мост в 1988 г. По сути дела, это не один мост, а несколько, так как между Сикоку и Хонсю есть еще несколько небольших островов, которые Сэто Оохаси «использует» в качестве «перевалочных» пунктов, но все равно, дорога не опускается на уровень земли, а идет «подвешенной», при том на большой высоте, все 13 км. Мост не прямой, и его изгибы особенно живописно выглядят с северной стороны, как раз от Окаяма, где обзору способствует рельеф (высокие холмы).


Фото 23 Мелкие острова Внутреннего Японского моря СэтоНайкай

Конечно же, проезд по мосту платный, и стоит он очень дорого – около 3000 иен (почти 30 долларов) для легковой машины. На поезде же стоимость проезда между крайними точками на суше – станциями Сакаидэ и Кодзима не «кусается» - около 500 иен – почти столько же стоил бы проезд по обычному маршруту. При проезде как на машине, так и на поезде, к сожалению, не успеваешь из-за скорости и других препятствий как следует разглядеть виды соседних островов, берегов, моря, самого моста. Чтобы это сделать, надо съехать с моста на одной из промежуточных сервисных зон на островке, либо выехать на материк и добраться до одной из обзорных площадок. На стороне Окаяма лучший обзор моста открывается со смотровой площадки горы ВасюДзан(鷲羽山展望台). Гора – громкое название, высота ее пара сотен метров, и добраться туда можно и на машине, и пешком.


Фото 24 Вид на Большой мост из окна гостиницы в г.Кодзима

Туристическая индустрия сполна «эксплуатирует» мост Сэто – множество гостиниц, зон отдыха, туристических катеров, ресторанов, тема-парков и пр. открылось в этих краях после завершения строительства моста и работает и сегодня. В частности, не забываемы вечерние виды на огни моста из номера одной из гостиниц в г.Кодзима (сторона Окаяма), которая расположена также на холме, в максимально удобной для обзора точке. Снимков нет, но, поверьте, такой же фантастический вид открывается из открытой зоны о-фуро (купален) на верхнем этаже этой гостиницы.


Фото 25 Там же

Сэто Оохаси сыграл огромную роль в экономическом, туристическом развитии острова Сикоку. Поток машин, когда мы проезжали, был весьма плотным, число пассажиров поезда тоже велико. От Окаяма можно доехать за час до Осака и за три часа до Токио на синкансэн’е, и жители Сикоку, конечно, пользуется железнодорожными станциями Окаяма как пересадочными пунктами. Ближайшая станция к мосту – Кодзима(児島). Это место само по себе интересно тем, что Кодзима считается джинсовой столицей Японии. Здесь есть целая улица «Деним» - магазинов изделий из джинсовой ткани, и темно-синяя джинсовая символика встречает тебя везде в этом городке, начиная со станции.


Фото 26 Джинсовая тематика в г.Кодзима

С западной стороны того полуострова, на южную оконечность которого выходит Большой мост Сэто, начинается промышленный пояс Курасики; огромную часть побережья занимает химический комбинат Мидзусима. Писал в других сериях о том, что в Японии популярностью стал пользоваться промышленный туризм; в частности, фотографирование ярких промышленных объектов, таких как заводские трубы на фоне горы Фудзи. Химкомбинат Мидзусима с этой точки зрения представляет собой яркую достопримечательность. Особенно поражает он в темное время суток. Если смотреть с холма, кажется, что перед тобой волшебная страна – столь много различных электрических огней горит одновременно, при том, пейзаж этот, подчеркну, не городской, что как раз и создает некий фантастический ореол.

Надо сказать, что Сикоку и Хонсю соединяют еще две мостовые системы – дорогая Симанами Кайдо на западе Сикоку и мосты через остров Авадзи на востоке, и о них я тоже обязательно расскажу позже в продолжении серий о Хиросима, Эхимэ и Хёго.