Эссе #5

Фото 17 Торговая галерея в г.Окаяма

Оба крупнейших города префектуры – Окаяма с населением 680 тыс. чел. и Курасики (470 тыс.) находятся в южной части префектуры, вблизи внутреннего моря СэтоНайкай. Города связывает между собой помимо обычной железной дороги также линия синкансэн’а. К юго-западу от Осака и Кобэ скоростные железные дороги называются Санъё синкансэн (по общему названию большого региона - Санъё); они связывают между собой города крупнейшего промышленного пояса этой части Японии: помимо упомянутых выше, это Фукуяма, Хиросима, Токуяма, Убэ. Регионы к юго-западу от Осака и Кобэ получили развитие в период послевоенных десятилетий бурного экономического роста Японии, и особенно активно формировалась и росла здесь химическая промышленность, а также тяжелое машиностроение.

И сегодня есть крупные химические предприятия в Курасики и Окаяма. В свое время они серьезно навредили местной экологии, но в последние пару десятилетий, как я уже писал, все японские компании стали уделять огромное внимание экологической безопасности, потому воздух в Окаяма (как и везде в Японии) очень чистый.


Фото 18 Набережная небольшой реки в г.Окаяма

Вернемся в г.Окаяма. Здесь есть два атрибута многих японских городов примерно того же масштаба – длинная крытая торговая галерея и трамвай. Что касается торговой галереи, что идет вдоль широкой улицы СироСита Судзи, то она, хоть и абсолютно типична для Японии, именно в Окаяма почему-то выглядит чуть более помпезно, в том числе благодаря стелле посередине одного из пролетов – она постоянно фигурирует на рекламных проспектах города и префектуры. Место выхода галереи к центральной улице украшает современное здание «Окаяма Симфони Холл».

Трамвай в Окаяма – игрушечно-миниатюрный; всего 3 линии, 10-15 остановок в сумме. Всю трамвайную «сеть» города можно обойти за час пешком. Пользуясь случаем, скажу несколько слов о японских трамваях вообще. Сегодня трамваи ходят во многих городах с населением до 1 миллиона человек – Тояма, Хиросима, Мацуяма, Коти, Окаяма, Кагосима, Нагасаки и др. Там, где живет более миллиона человек, на замену давно пришло метро. Стоимость проезда в трамваях, как правило, ниже, чем в автобусах, - 150-160 иен (кое-где сохранился еще даже тариф в 100 иен). Ходят они не спеша, остановки делают часто. В трамваях почти всегда свободно и, как правило, можно сесть; битком набитыми трамваи в Японии не бывают почти никогда. Основной контингент – пожилые женщины. Вообще женщин среди пассажиров – процентов 70.


Фото 19 Трамвай – один из символов г.Окаяма

Мне кажется, что, с учетом дешевизны тарифа, экономическую эффективность японские трамваи не имеют. Не удивлюсь, если выяснится, что во многих городах трамваи каким-то образом дотируются из местного бюджета. Зато они очень милы и интересны: сохранены деревянные полы; они часто пропитаны чем-то, потому становятся более темными, «заматеревшими» что ли… Иногда попадаются вагоны даже с деревянным корпусом. В кабине – старые металлические детали (пластика почти нет). Строгие пожилые вагоновожатые в униформе, фуражках и перчатках. Ряды тесных (под японские «средние» фигуры) сидений из бархатной ткани друг напротив друга. Свисающие сверху из-под потолка, закрепленные металлическими пластинами, бумажные рекламные листы также добавляют своеобразия поездке на трамвае. В таких городах, как Окаяма, хочется сесть в трамвай, даже если тебе не очень нужно на нем куда-то ехать.