Эссе #5

Фото 13 Завод по производству кранов в Ойта

…А если вернуться к моим мыслям, навеянным посещением Ойта, то теперь - несколько слов по второй обещанной теме – японские заводы (工場). Как я писал, в г.Ойта я был на заводе по производству крупных портовых кранов, но те общие черты организации промышленного производства, о которых я напишу ниже, навеяны впечатлениями от визитов на несколько десятков предприятий в разных концах Японии.

Японские заводы сильно отличаются от российских. Те цифры продаж готовой продукции, который выдает завод в Ойта, в России имел бы завод, расположенный на площади в десятки раз больше. Иначе говоря, японское промышленное производство – очень эффективное и рациональное. Не буду описывать подробно экономическую и управленческую составляющую – это тема диссертации; да и вообще об этом сказано много. Здесь же я попытаюсь дать некие общие, упрощенные впечатления. Как можно было бы описать японский завод глазами пусть даже дилетанта?

Нет ни одного неиспользуемого клочка земли – земля в Японии слишком дорога, чтобы не выжимать из нее максимум пользы. Нет места, где ничего нет. Везде что-то есть. Если мы видим пустоту на земле – значит, она нужна технологически, и здесь обязательно что-то будет происходить (например, привезут готовую продукцию перед отгрузкой).


Фото 14 Почти все крупные заводы имеют собственные причалы для отгрузки готовой продукции

Нет складов и почти нет продукции, хранящейся под открытым небом. Если где-то что-то лежит, значит вот-вот будет вывезено. Все, что производится, моментально увозится. Увозят продукцию морем. Железные дороги как средство перевозки товарной продукции, почти не используются. Оно и понятно: Япония расположена на островах. Почти все крупные предприятия, включая и тот, что в Ойта, строят на берегу моря, и почти все они имеют свой причал на собственной территории. Отгрузка готовой продукции идет, как правило, сразу на судно, минуя сложную внутреннюю логистику. В России, как известно, иная картина почти во всем.

«Безопасность – номер один!» - универсальный лозунг всех, больших и малых, японских заводов, действенен. Маршруты перемещений людей и тяжелой техники пересекаются минимально. Ходить можно только там, где прочерчена специальная линия. Обязательны каски, униформа, на некоторых производствах – спецобувь, защищающая от неожиданных ударов по ногам или случайных гвоздей (хотя это вообще исключено).

На заводе относительно мало людей. Кажется, что большая часть оборудования работает вообще без людей; многие цеха обслуживаются парой-тройкой операторов. А те люди, что видны, действительно, заняты делом. Ни одной секунды простоя. Кажется, что все это просчитано, задано заранее, запрограммировано. Хоть это и живые люди, по четкости и отработке рабочих движений, порой кажется, что перед тобой – роботы. Лишнего, бездействующего, слоняющегося персонала – нет. Нечего и говорить, что нет и курящих. Работники отдыхают только в заложенные в технологическую схему «законные» перерывы.