Эссе #8

Фото 32 Военный корабль в порту Сасэбо

Благодаря упомянутой в предыдущем эссе изрезанности береговой линии северо-западной части префектуры Нагасаки порт Сасэбо(佐世保)стал исторически одним из главных военных портов страны – ведь если берег изрезан, он оказывается относительно защищенным от крупных волн (а также, предполагаю, от возможных атак неприятеля). Такую же сложную форму имеет залив, где расположен другой известный военно-морской порт Японии – Майдзуру, о котором я подробно рассказывал в «Киото».


Фото 33 Католический собор Миура в г.Сасэбо

В наши дни, в условиях ограниченной военной активности страны военные корабли в портах Японии почти не видны (и в Сасэбо я обнаружил только один), а ранее – до Второй мировой войны, уверен, картина была совсем иной. Сегодня же здесь, рядом с одноименной железнодорожной станцией Сасэбо находятся главным образом пассажирские причалы, а военные выведены подальше.


Фото 34 «Девяносто девять островов»

Так и не увидел, где в Сасэбо базируется ВМФ Японии, но проезжал мимо военно-морской базы США, а также хорошо разглядел ее с высоты одной из близлежащих гор. Американцы встречаются в Сасэбо очень часто – видимо, здесь крупная база. Американской же культуре обязан город и удивительному распространению здесь гамбургеров. Заведений, где их подают, на относительно небольшой город, - сразу несколько десятков, и существует даже ранжирование заведений по популярности, а изображение аппетитного бутерброда стало почти гербом города.


Фото 35 Вид на город Сасэбо и базу США

В одном таком заведении - № 8 по «рангу» побывал и я. Очень вкусно и хочу отметить, что гамбургер в частных несетевых заведениях Японии – это не то, что мы привыкли видеть в известных распространенных сетевых закусочных. В небольших частных закусочных – вкуснее, разнообразнее, ну и подороже. В той же закусочной, где был в Сасэбо я, гостей встречает немолодая, очень колоритная женщина в техасской шляпе. Такие же шляпы и ковбойские галстучки носят все сотрудники заведения. Безусловно, традиционная японская вежливость и качество при этом никуда не исчезают. Популярность гамбургеров в Сасэбо очень высока.


Фото 36 В Музее военно-морского флота сил самообороны

…Расположена та закусочная была совсем рядом с Музеем военно-морского флота сил самообороны (海上自衛隊資料館). К сожалению, внутри нельзя фотографировать (музей находится в ведомственном здании Сил самообороны и, видимо, является в какой-то степени режимным объектом. Зато – вход бесплатный. Музей очень интересный, особенно с точки зрения документальной части – приказы, циркуляры, служебная переписка руководства флота (в разные исторические эпохи), а также письма моряков домой и т.п. Множество моделей кораблей разных эпох, картины и фотографии – экспонаты описывают историю военного флота страны примерно с середины 19 века до наших дней. Понятно, что основные вехи – Русско-японская война 1904-05 гг. и Вторая мировая война.


Фото 37 Гамбургерная «Лонг Кит» в Сасэбо

Но все же, думается, главная «изюминка» Сасэбо состоит в удивительных по красоте пейзажах этого города. Для того, чтобы их увидеть, надо подняться по горной дороге на одну из смотровых площадок. Я посетил три из них, в том числе ту, где в начале 00-х годов проходила съемка первых кадров знаменитого фильма «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли.


Фото 38 Съеденный там гамбургер

Горы в Сасэбо невысокие, но с очень крутыми спусками, и «вырастают» эти горы прямо, можно сказать, в черте города – от центра до любой из смотровых площадок – 5-6 км, или 10-15 минут езды – правда, езды по узким, извилистым дорогам с крутыми подъемами. С этих высот открывается вид не только на город и порт, но и знаменитые «Девяносто девять островов»(九十九島)- замысловатое «скопление» небольших, малых и совсем малюсеньких островов - обитаемых и необитаемых. Все острова покрыты густой растительностью. Чем-то это место напомнило мне увиденные несколько лет назад островки на другом конце Японии, в Мацусима (преф.Мияги).


Фото 39 Вид гамбургерной изнутри

Я созерцал на всю эту красоту с высокой точки, а есть и разнообразные туристические программы, в рамках которых можно проплыть на «пиратском» корабле по узким проливам между зелеными островами, самому погрести на каноэ (благо, островки защищены от высоких волн) и прочие. Еще одна визитная карточка Сасэбо – роскошные закаты на фоне морского горизонта и десятков рассыпавшихся по морю островков.


Фото 40 Поезд линии Оомура

Нашел в префектуре Нагасаки, как и почти всегда находил в разных регионах Японии, милые сердцу провинциальные железные дороги. Одна из самых романтичных линий JR – линия Оомура(大村線)- проложена вдоль берега одноименного залива и соединяет г.Сасэбо с расположенным к югу от него районом столицы префектуры – г.Нагасаки. Как и большинство провинциальных железных дорог, линия Оомура – одноколейка, не электрифицирована (дизель). Поезда на этой линии имеют свой фирменный светло-синий цвет, напоминающий о близости моря.


Фото 41 Станция Тивата

На довольно продолжительном участке линия Оомура идет непосредственно вдоль залива – буквально по самому краю берега. Залив Оомура – как лиман, имеет достаточно замкнутый «контур», и потому высокие волны сюда, по-моему, почти не проникают, что обеспечивает движению поездов безопасность.

Я проехал от одной станции до другой минут 10, а потом вернулся на первую, рядом с которой оставлял машину. А вот эта вторая станция, имеющая немного по-итальянски звучащее название Тивата(千綿) - одна из самых милых, романтичных станций Японии. Я сразу вспомнил очень похожую на нее станцию Китахама на Хоккайдо – такой же дом из некрашеных досок, старая табличка с названием, короткая платформа, тот же вид на море сразу за железнодорожным полотном. И – та же огромная популярность среди туристов. Внутри станции работает кафе в стиле ретро (и на Китахама так же было).