Эссе #6

Фото 27 Поросшая травой платформа заброшенной станции Фукусуми

Единственная не приморская часть префектуры Миядзаки, где мне удалось побывать, - это северо-запад, район Такатихо, и это вне всякого сомнения главная достопримечательность, которую стоит посетить помимо прибрежных районов близ столицы префектуры (писал в первых эссе), в первую очередь для того, чтобы увидеть одноименное ущелье.

Но начнем с другого. Очередной железнодорожный раритет представлен в преф.Миядзаки «руинами» закрытой несколько лет назад железнодорожной ветки Такатихо(高千穂線). В свое время она связывала между собой северо-восточные прибрежные районы (г.Нобэока) с глубинной материковой частью. Около десяти лет назад линию закрыли, и железнодорожные пути почти повсеместно разобрали, но на отдельных участках полотно осталось, как сохранились кое-где и станции. Вот это последнее – «охота» за заброшенными станциями (о которых написано и в упоминавшейся мной книге «100 забытых станций») – и привела меня в это место.


Фото 28 Там же – скромное и хорошо сохранившееся здание станции

Закрытая станция Фукусуми(深角駅)также входит в число упомянутых 100 станций, и, если бы я не прочитал книгу, я бы точно никогда ее не нашел. Даже прочитав книгу и поняв более или менее ее местонахождение, найти ее реально было очень трудно: ни одного указателя, ни одного признака станции даже на небольшом удалении от нее обнаружено не было. Но, конечно, с другой стороны, именно этим – своей неизвестностью для широкой публики, закрытостью, даже какой-то таинственностью, такие места меня лично и привлекают.


Фото 29 Старое железнодорожное полотно ветки Такатихо

Нечего и говорить, что вокруг не было ни души – ни у станции, ни по пути от шоссе до того места, где я условно припарковал машину (с тех пор, как станция перестала функционировать, все вокруг быстро обросло бурной южной растительностью, и бывшая парковка для машин сегодня представляет собой заросли кустарников). Даже жутковато немного в таких местах. В то же время, именно такими своими маленькими «открытиями» в своей любимой Японии я особо горжусь – здесь нет и быть ни может ни только японских, но даже и вездесущих китайских туристов! Для того, чтобы понять, где сворачивать с шоссе, я пересмотрел несколько местных сайтов и блогов, пока наконец не наткнулся на столь необходимый фоторепортаж с указанием ориентиров на местности, сделанный одним из таких же, как я, энтузиастов, который побывал у ст.Фукасуми за 5 лет до меня.


Фото 30 Мост сельскохозяйственной автодороги в районе Такатихо

Вокруг той станции так мало признаков человеческой активности и сегодня, что вообще мало понятно, кого и для чего она обслуживала «при жизни». Тем более поразила меня картина, увиденная на поросшей травой платформе: аккуратное деревянное строение поддерживается в полном порядке, внутри расставлены скамейки, замечена была даже метла для уборки осенних листьев (дворников здесь нет, предполагается, что это могут делать сами туристы), трогательная тетрадочка для памятных записей и прочие милые аксессуары, свидетельствующие о любви местных жителей и туристов к подобного рода объектам.


Фото 31 Ущелье Такатихо

Позже во время ночевки в Такатихо я обнаружил, что существует и музей железной дороги Такатихо, при котором функционирует в режиме «детской железной дороги» небольшой восстановленный участок той ветки. Иначе говоря, часть линии в общем как-то сохранилась хотя бы в таком виде – для развлечения туристов. Грустно осознавать это, но, проехав по десяткам полупустых и «едва живых» железнодорожных линий по всей Японии, могу (к сожалению) уверенно прогнозировать, что в ближайшие же годы подобная судьба ждет и некоторые другие ветки.


Фото 32 Там же

На пути от Фукусуми к Такатихо – еще одна небольшая местная достопримечательность – красивый арочный мост (на снимке № 30). Длина моста – 463 метра, пролет арки – 260 метров. Цифры для Японии, где десятки тысяч мостов, не такие значимые. Удивительно другое – это красавец-мост – …сельскохозяйственного назначения! Да, он связал между собой два аграрных района, замкнув тем самым не государственную или префектуральную, а всего лишь местную (сельскохозяйственную) дорогу. В очередной раз отмечу – какие же средства тратятся в Японии на инфраструктуру! (Обратная сторона этого явления, как указывал, - большой внутренний долг страны).


Фото 33 Там же

Наконец, главное, что в ходе последней поездки удалось посмотреть в Миядзаки, - это упомянутое выше ущелье Такатихо(高千穂峡). Думаю, из многочисленных увиденных мной японских ущелий оно самое красивое. Крутые берега и бегущая где-то внизу бурная горная речка – само по себе явление в Японии частое. Особую красоту Такатихо создают водопады! Потоки воды падают вниз прямо в реку с большой высоты, и главное развлечение в Такатихо – проплыть в лодке с обратной стороны или хотя бы поблизости от падающих потоков воды.

Ущелье Такатихо расположено практически в центре одноименного населенного пункта с очень развитой туристической инфраструктурой. В частности, имеется прокат лодок (2000 иен за 30 минут), и почти все туристы, конечно, устремляются в первую очередь туда, к лодкам, а на них – к водопаду!


Фото 34 Там же

Сам городок расположен как бы над ущельем, а оно «спрятано» внизу. Действительно, как будто спрятано. Двигаясь (пешком или на машине) по узкой местной дороге, не сразу и понимаешь, что под тобой ущелье – оно оказывается закрытым густым слоем растущего на отвесных скалах кустарника.

Имеется несколько организованных пеших маршрутов вдоль ущелья. Идя по одному из них, через какое-то время проходишь по мостику над самым узким местом ущелья ширина всего пару метров (в эпоху Эдо, говорят, местные жители прыгали через него).


Фото 35 Там же

Особая достопримечательность – мосты Такатихо. Их здесь очень много, и в основном все довольно старые. В одном месте практически по одной вертикальной оси видны три моста – пешеходный мост над ущельем (самый низкий), второй (средний) мост относится к старому государственному шоссе, а третий – самый высокий – это современная автомобильная развязка. Весьма впечатляет.

Такатихо – священное для синтоистов место в Японии, связанное с древними мифами. Пользуются популярностью местные синтоистские храмы. Также, помимо ущелья, туристов привлекут и «сопутствующие» достопримечательности в виде, например, пруда, заполненного рыбами, очень напоминающими маленьких акул. Откуда они тут взялись, понять не могу, глазам своим не верил, но всё так и есть: рыбы – просто копии акул, только в уменьшенном размере (но плавают в пресной воде).


Фото 36 Три моста над ущельем Такатихо

Все хорошо в Такатихо, кроме доступности. Расположено это место ровно посередине острова Кюсю, и одинаково далеко отсюда и до Кумамото, и до Ойта (ближайших крупнейших городов), и до г. Миядзаки (столица префектуры). Даже от района Асо сюда около 2-х часов езды (дорога со множеством поворотов, спусков и подъемов). Вулкан Асо и ущелье Такатихо туристам «преподносятся» как бы в одном «пакете», и, действительно, я тоже оказался здесь сразу после посещения вулкана Асо. Насколько я понял, когда-то существовала железная дорога между Асо и Такатихо, но ее давно разобрали, как и одноименную линию, соединявшую Такатихо и Нобеока, о которой я рассказал в начале этого эссе.